Буква ж.звук ж. Согласный звук, буквы Ж, ж

Цели урока:

  • Познакомить с новыми буквами и звуком, формировать навык чтения.
  • Способствовать развитию мышления, фонематического слуха.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе.

Задачи урока:

  • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
  • Формировать навык чтения.
  • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
  • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).

2. Актуализация знаний.

"Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.

Кругом цветы, яркая зелень.

Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.

Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

3. Введение в новую тему. Слайд 3.

Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?

Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.

А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.

Чёрен, да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук)

Где стоит звук [ж]?

4. Физминутка

А теперь все дружно стали!

Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

5. Характеристика звука.

Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.

Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.

Выполним его звуковой анализ.

  • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
  • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
  • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

В этом слове 3 звука,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.

Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.

6. Ввод буквы Жж.

Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.

Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? (Буква очень похожа на жука)

Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук

(Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)

6. Творческая работа.

Выложите эту букву на пластилине из фасоли.

7. Физминутка для глаз. Слайд 8.

8. Работа с учебником.

Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.

  • Какие буквы в 1 строке? (печатные )
  • Какие буквы во 2 строке? (письменные)
  • Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
  • Какие буквы в правом? (строчные )

Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.

Рассмотрите рисунок.

Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)

Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)

Работаем со схемами слов.

  • Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3 ) Какому слову она соответствует? (Жук ). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом ) Впишите букву, обозначающую его в схему.
  • Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4 ) Какому слову она соответствует? (Лыжи ). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем ). Впишите букву, обозначающую его.
  • Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5 ) Какому слову она соответствует? (Жираф ) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом ). Впишите букву, обозначающую его.

9. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (раз, два, три),
Ручками похлопали (раз, два, три),
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

10. Чтение слогов. Слайд 9.

Читают теперь мальчики. Теперь девочки.

жа аж
жо ож
жу уж
жи иж

Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.

11. Чистоговорки. Слайд 10.

А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.

Жу-жу-жу - я на веточке :.

Жа-жа-жа - есть иголки у :.

Жи-жи-жи - здесь живут : .

12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.

ужи живут
ежи живой
стрижи жаба

Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.

13 .Работа над предложением. Слайд12 .

Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

(В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

Прочитайте запись друг другу.

Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.

Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)

Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

Сколько слов в этом предложении?(7 )

Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

Скажите, а что такое живой уголок?

Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

14. Итог. Слайд 13.

  • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
  • С какой буквой?
  • Кто её соседи по алфавиту?


Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.


Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука ()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"

Загадки с буквой Ж ()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...

Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...

Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".

Стихотворения про букву Ж ()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!

Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!

Жизнь, жвачка, слово ждать,

Ж вам тоже надо знать,

Женя, Жанна, лужа,

С - ж, зимою стужа.

Скороговорки ()
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Уже ужи в луже.

Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.

Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.

Чистоговорки ()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.


Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.






Сказки про букву Ж ()

— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

********************************************************************************************


Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.

Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Доскажи словечко».

Какой бывает наша речь……(устная и письменная)

Наша речь состоит из... (из предложений)

Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?

Что такое буква?

Что такое звук?

Звуки бывают… (согласные и гласные)

Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)

Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)

Дайте характеристику букве Б, Ш

Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)

Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.

Я блестящая такая

И, конечно, легковая,

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня? Машина.

(слово записано на доске)

Составим схему слова МАШИНА.

Составьте схему этого слова.

Дайте полную характеристику звуку [Ш].

А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).

3. Введение в тему урока.

Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)

А на нём загадка…

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…. (жираф)

Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?

4. Постановка учебной задачи

Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)

А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.

5. Характеристика звука [ж].

Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.

Какой это звук? (согласный)

Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)

- А звонкий или глухой?

Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.

(журнал, жёлудь, жевачка, жираф)

Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)

Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

Я тоже не смогла придумать такие слова.

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Звук [ж] только твёрдый.

Значит какая схема будет правильной?

- Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Физкультминутка

Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.

Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.

6. Знакомство с буквой

Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.

И стали ее называть ЖЭ.

На кого она похожа? (на жука)

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.

Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …(жук)

На зеленой ветке

В бежевой беретке

Всем твердит крепыш:

Стройным и могучим дубом! (жёлуди)

7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

Рассказал звук [ж] такую историю.

В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.

жа жо жу же жи

В чём особенность звука [ж]? как он произносится?

Получилось ли у букв е , и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)

Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)

Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)

Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка

Вопросы по прочитанным словам:

Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?

О ком так говорят «могу» и «может»?

Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)

Проверим ваши знания.

Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

Работа с текстом (учебник, стр. 25)

Посмотрим на рисунок внизу страницы.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.

Дети читают текст по цепочке.

Проверка первичного восприятия.

О ком этот рассказ?

Как озаглавили бы текст?

Ученики читают текст про себя,

Вопросы учащихся к тексту.

Игра «Учитель-ученик»

В какую игру играют дети?

Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

О чем предупредили ребята Женю?

Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?

Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

Выборочное чтение.

Прочитайте слова с звуком [ж].

Закрепление.

Обведите слова на букву Ж.

Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?

Развитие связной речи .

Давайте составим рассказ по картинкам.

А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.

13. Итог урока.

Мы дружно сегодня работали на уроке?

- Вспомните тему нашего урока.

Дайте характеристику букве Ж

Назовите слова с звуком [ж].

Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?

14. Рефлексия

Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД :

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

2. Актуализация опорных знаний.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Р-П-С-С-Б-З

Звуки мы…..(слышим и произносим)

Буквы……….(видим, пишем и читаем)

А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.


Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )

Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

(а, о, у, ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

(и, е, я)

Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.


Назовите буквы.

Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )

Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?

Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

- Назовите буквы.

Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )

Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)

Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

- Как называется эта буква? (мягкий знак)

Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

3.Выявление места и причины затруднения

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Послушайте загадку-шутку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

О ком это стихотворение? (о жуке)

Давайте составим схему этого слова.

В каком месте слова находится звук [ж]?

-Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

Поэтому берегите и охраняйте природу.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

Это - Ж, А это — К,

Целый жук и полжука.

( А. Шибаев )

- А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

Дети читают стихи.

1 ученик:

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

4.Построение проекта выхода из затруднения

А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

Физкультминутка

Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

Жа жо жу жи аж ож уж иж

(Дети читают слоги в учебнике на с.)

5.Реализация построенного проекта

Упражнение в выделении звука [ж]

Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

(Приложение к учебнику)

А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук - жук

зал - жал

баба - жаба

печь - жечь

мир - жир

мало - жало

Лора - Жора

идет - ждет

пакет - жакет

бетон - жетон

билет - жилет

пучок - жучок

ракетка - жакетка

Веня - Женя

(Проверка по эталону)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

8.Включение в систему знаний и повторение

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

Желтой,— важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)

- Прочитайте, какие слова вы обвели.

9.Рефлексия

Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )

Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?


Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

Loading...Loading...