Бедность и ее черты. Кому выгодна бедность в россии Привыкание к бедности опасно

Со следующего года десятки миллионов российских граждан лишатся социальных льгот. Взамен им будут предложены денежные компенсации, размер которых будет в несколько раз меньше «рублевого» эквивалента отменяемых льгот. Вот-вот правительство...

Со следующего года десятки миллионов российских граждан лишатся социальных льгот. Взамен им будут предложены денежные компенсации, размер которых будет в несколько раз меньше «рублевого» эквивалента отменяемых льгот. Вот-вот правительство внесет в Госдуму соответствующие законопроекты, сомневаться в принятии которых не приходится.

Впрочем, все логично.

Сперва большинство общества смирилось с тем, что ему заткнули рот, - когда власть уничтожила независимое от себя телевидение.

Затем оно смирилось с тем, что ему связали руки, - когда власть превратила выборы в фарс и сделала себя фактически несменяемой.

Что ж, к тем, у кого заткнут рот и связаны руки, можно безнаказанно залезть в карман…

За все не в ответе

Теоретическое право на различные льготы имеют около 30 миллионов граждан России. Начиная от инвалидов и ветеранов войны и заканчивая репрессированными и бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей.

На практике этими льготами пользуются далеко не все - государство финансирует лишь часть соответствующих «социальных мандатов». Иначе говоря, не платит по своим обязательствам.

Простой пример: федеральный бюджет должен оплачивать инвалидам войны приобретение автомашин, ветеранам и инвалидам войны - санаторные путевки, установку телефона, проезд раз в год на поезде, самолете или автобусе в любую точку страны, протезирование и изготовление ортопедической обуви.

Реально эти расходы финансируются на 5-10%. Конечно, особо настойчивые граждане могут пойти в суд и выиграть дело. Но все в суд не пойдут - на что, собственно, и рассчитывает власть…

Впрочем, теперь правительство хочет еще больше упростить себе задачу.

«Объем социальных обязательств государства превышает возможности правительства», - заявляет Михаил Фрадков. Мол, «действующая система социальных преференций, основы которой были заложены в дореформенный период, не вписывается в новые социально-экономические реалии».

Ну, насчет «дореформенного периода» премьер, мягко говоря, лукавит. Большая часть льгот установлена законом «О ветеранах», который вступил в силу в январе 1995 года. Да и все остальные «льготные» законы приняты отнюдь не при советской власти…

Но что же предлагает правительство?

Для начала большую часть льгот, начиная с 2005 года, хотят «сбросить» на регионы. Ветераны труда, ветераны войны, труженики тыла, репрессированные (они составляют примерно две трети от общего числа «льготников») отныне будут получать льготы в зависимости от того, будут ли в соответствующих бюджетах на это деньги.

«Мы надеемся, что регионы сохранят льготы для ветеранов труда и тружеников тыла, и даже увеличат их», - заявляет министр финансов Алексей Кудрин. Звучит как издевательство: ведь именно усилиями г-на Кудрина, являющегося главным идеологом такого «перераспределения», у регионов ежегодно отбирают источники доходов, предлагая им «жить по средствам».

Что получится - предположить нетрудно: в семидесяти «дотационных» регионах о каких-либо льготах для указанных категорий граждан придется просто забыть. А если кто из них захочет судиться - свои претензии он будет предъявлять не правительству, а региональной власти.

«Центр» при этом ни за что не будет отвечать - он будет только сурово спрашивать с «низов» за то, что граждане не получают льгот…

Далее, предлагается отменить «спящие мандаты» - социальные обязательства государства, которые закреплены в законах, но на практике не исполняются. Ничего не скажешь, блистательная логика: вместо того чтобы выгнать правительство, не способное исполнять законы, предлагается отменить не исполняемые им законы…

Заметим: одним из первых, по замыслам правительства, под «сокращение» попадает право военнослужащих и членов их семей раз в год бесплатно выезжать на отдых. Кто захочет в этих условиях служить на Севере, в Сибири или на Дальнем Востоке? Вопрос, что называется, риторический.

Льготы в натуре

А теперь - самое существенное и самое циничное.

Те льготы, за финансирование которых будет отвечать федеральный бюджет, - льготы для инвалидов и участников войны, «чернобыльцев», Героев СССР и России, а также инвалидов первой, второй и третьей групп - правительство хочет перевести в натуральную (денежную) форму.

Иначе говоря, вместо того чтобы пользоваться правом на бесплатный проезд, на 50-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, на бесплатное получение лекарств и санаторных путевок, на протезирование и лечение зубов и так далее, «льготники» получат денежные компенсации. Получил деньги - и трать их, как душа пожелает. Хоть на автобусе целый день катайся, хоть за квартиру плати, хоть путевку покупай…

«Почти 40% граждан готовы заменить льготы денежными компенсациями, причем наиболее активно высказываются за замену их денежными выплатами сельские жители», - заявляет министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Мол, те, кто перейдет на «натуральную форму» получения льгот, только выиграют.

Непонятно только, в чем будет заключаться этот выигрыш.

Между тем участники упомянутого г-ном Зурабовым опроса заявляли, что хотели бы вместо своих льгот получать компенсацию в одну-две тысячи рублей ежемесячно. Комментируя это, министр заметил, что «ожидания, связанные с размером денежных компенсаций, во многом завышены».

Но при чем тут «завышенные ожидания»? Может быть, «социальный» министр не знает, сколько стоят в России лекарства, общественный транспорт или услуги жилкомхоза? Несложный расчет показывает, что, скажем, для участников войны «натуральное» выражение всех полагающихся им льгот составляет около 3 тысяч рублей в месяц. Предлагается же им в четыре-пять раз меньше.

Да, в стране есть немало тех, кто с радостью согласился бы получать и компенсации в 250 рублей. Скажем, те, кто живет в деревне и никаких льгот - например, на установку или оплату телефона, - отродясь не имел по причине отсутствия телефона. Как и льгот на проезд в общественном транспорте - по аналогичной причине. И при этом нерегулярно получает зарплату в полторы-две тысячи рублей или пенсию еще меньшего размера.

Понятно, что перспектива замены гипотетических льгот «живыми» деньгами будет в данном случае рассматриваться как замена журавля в небе на синицу в руках. Но большая часть «льготников» - жители больших и средних городов, а их перспективы оказываются безрадостными…

И бедные станут богатыми?

Борьба с бедностью - одно из наиболее громко провозглашаемых сегодня намерений власти: Владимир Путин не раз заявлял, что «премьер и члены кабинета будут нести личную ответственность за уровень и качество жизни граждан».

Казалось бы, в условиях экономического роста, который служит одним из главных факторов, обеспечивающих популярность президента, этот уровень и качество должны только повышаться.

На деле же все происходит ровным счетом наоборот: рост доходов государства сопровождается урезанием социальных расходов. Чем больше у государства денег - тем больше оно стремится их экономить.

Экономят, впрочем, не на всех.

На то, чтобы платить чиновникам непомерные зарплаты (в тщетной надежде, что они будут меньше воровать), денег не жалко.

Как не жалко их на президентские резиденции, на государственную охрану ВИП-персон, на все новые и новые чиновничьи структуры, на обсуждаемые переезды высших судов в Петербург, на разрушение Чечни с последующим «восстановлением»…

А вот на бедных - жалко. На них-то экономят как могут. И не только теми способами, которые описаны выше.

С некоторых пор в России малоимущие граждане (те, у кого доход ниже прожиточного минимума) имеют право на получение государственной социальной помощи. Помощь, вообще говоря, невелика - получить можно лишь столько, на сколько доход «недотягивает» до прожиточного минимума.

Но и на этих крохах правительство решило сэкономить. И 20 августа 2003 года приняло мало кому известное и, по понятным причинам, не афишируемое постановление № 512. Где черным по белому записано: к доходам гражданина или семьи относятся «денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий».

Иначе говоря, если гражданин имеет право на 50% оплаты за квартиру - оставшиеся 50% считаются доходом (!). Имеешь право получать бесплатные лекарства, бесплатно ездить на транспорте, получать путевку в санаторий или устанавливать зубные протезы - стоимость всего этого приплюсуют к «доходам». Независимо от того, пользуешься ты этими льготами или нет. Будь ты хоть прикованный к дому инвалид - все льготы, в том числе по проезду на общественном транспорте, добавят к пенсии. И если в результате этой арифметической операции получится величина, превышающая прожиточный минимум (составляющий, скажем, для питерских пенсионеров 1961 рубль), - можно проститься с надеждами на социальную помощь. Что и происходит: многие граждане, ранее эту помощь получавшие, теперь ее лишились…

Эта мошенническая методика дает возможность в один миг превратить миллионы россиян в «обеспеченных». Замечательный получается способ борьбы с бедностью, не правда ли?

P.S. После совещания у президента 25 мая члены кабинета министров заговорили о других суммах компенсаций - примерно в два раза больше, чем обещали вначале. Странно, почему не раз в пять? Хотя и «в два раза» - это все равно втрое меньше необходимого. Да и в бюджете 2005 года на компенсации заложены все те же 165-170 млрд рублей. В среднем - по 400 рублей на «льготника» в месяц. Откуда же возьмутся при этом «двойные» суммы компенсаций?

И потом, что это за правительство, которое, стоило президенту нахмурить брови, тут же в сжатые, заметьте, сроки «скорректировало» свои планы? И почему наш кабинет министров так вольно обращается с государственным бюджетом? Одно объяснение лежит на поверхности: это политика двойных стандартов. Для населения - «Жрите, что дают». Для гаранта Конституции - «Чего изволите?» А ну как гарант опять нахмурится.

Федеральное агентство новостей подготовило свежий рейтинг самых бедных стран Европы по состоянию на 2018 год. В нем использованы данные Международного валютного фонда, который проанализировал экономику стран Старого Света по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, на душу населения.

Самой бедной страной Европы оказалась Молдавия. Чуть богаче ее - Украина, Армения и Грузия. Более состоятельно живут страны Балканского полуострова: Албания, Босния и Герцеговина, Македония и Сербия. На девятом и десятом месте с конца расположились «почти респектабельные» Азербайджан и Черногория.

Рейтинг проанализирован экспертным сообществом в лице директора Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований РАНХиГС Александра Савченко и директора Института политических исследований Сергея Маркова .

Эксперты ФАН предсказали, как будет развиваться экономика самых бедных стран Европы в ближайшие годы.

Неудачный поход в Европу

Эксперт по международной и региональной экономике и странам БРИКС Александр Савченко отмечает, что в обычном случае рейтинги самых бедных и самых богатых стран составляются на основе курсов национальных валют к доллару или евро - что не всегда корректно. Однако рейтинг самых бедных стран является интуитивно ожидаемым.

«Это страны с переходной экономикой. И не везде этот переход прошел успешно», - констатирует эксперт.

Причины угнетенного состояния экономики в бывших республиках СССР вполне очевидны, отмечает эксперт.

«Если для таких стран нет режима благоприятствования или каких-то особых вливаний, тогда, как правило, экономика идет вниз, а не вверх, - указывает Савченко. - Достаточно сравнить бывшие республики СССР, например Грузию или Латвию: что наблюдалось в них во времена Союза и что есть сейчас».

Некоторым исключением из бывших республик СССР выглядит Эстония, признает эксперт.

«Это пример удачных преобразований. Там было много факторов благоприятствования», - напоминает Савченко.

В бывших югославских республиках экономическое положение весьма печальное - везде, кроме Словении, констатирует собеседник ФАН. Словения добилась успеха благодаря целому ряду причин.

«Это и мирный выход из состава Югославии, и наличие базы, которая подходила бы для включения ее в международные производственные цепочки. Я имею в виду, прежде всего, фармацевтику», - утверждает Савченко.

При этом странам Восточной Европы не стоит обольщаться относительно их роли в Европейском союзе.

«Как говорят евробюрократы, есть «Европа разных скоростей». Страны старой Европы хорошо знали, зачем присоединяли к своему союзу страны Европы новой. Когда на что-то выделяются деньги ЕС, они все равно уходят через несколько рук в крупные страны Старого Света», - напоминает Савченко.

Евросоюзу конкуренты не нужны, отмечает эксперт.

На Украине все будет плохо

Если говорить о перспективах на ближайшее время - страны, которые находятся в более стабильных условиях, будут дрейфовать в рамках общих тенденций Евросоюза, прогнозирует эксперт. Однако для сохранения экономической независимости необходимо, чтобы политическое руководство этих государств было способно занять твердую позицию.

«Польша и Чехия не перешли на евро - они пользуются национальными валютами и поэтому не подлежат финансовой дисциплине ЕС. Это позволяет им вести более выгодную политику», - приводит пример жесткой позиции Савченко.

В целом, в 2019 году старая Европа пойдет своим курсом, а новая - своим, уверен он.

Что касается Украины и Молдавии, то им ничего хорошего ожидать не приходится, полагает экономист, хотя власти этих стран и сделали крупную ставку на соглашение о евроинтеграции.

«Права у них очень «виртуальные», - отмечает эксперт. - Не получая рабочих виз по соглашению, граждане Украины и Молдавии попадают в «серую зону», работая в странах ЕС нелегально».

В любой момент украинцев и молдаван могут просто выслать обратно из страны пребывания, напомнил Савченко. Это пример сверхэксплуатации «новичков» со стороны Старого Света.

«Чем позже принимали страну в ЕС, тем хуже для нее была ситуация. Что такое соглашение о евроинтеграции? Страна обязуется выполнить без взаимных обязательств со стороны ЕС целый ряд очень тяжелых экономических условий, постепенно сдавая свой экономический суверенитет», - объясняет эксперт суть интеграционных договоров.

В качестве примера Савченко приводит Литву и Латвию.

«После вступления в ЕС в этих прибалтийских государствах начался тотальный исход дееспособного населения - со всеми вытекающими последствиями», - напоминает аналитик.

Жесткий диалог с Западом

Политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков рассказал о политических причинах состояния экономики в самых бедных странах Европы.

Базовым источником проблем для них собеседник ФАН видит их политическую слабость.

«В диалоге с западными странами, которые являются доминирующими в ЕС, слабым странам - Украине, Молдавии, государствам Балканского полуострова - не удалось отстоять свою промышленность», - пояснил Марков.

Впрочем, некоторые государства Восточной Европы все же смогли вести жесткий диалог с Брюсселем, добавляет он.

«Варшава, например, отстояла свою промышленность. Поэтому в Польше есть экономический рост, есть реальная экономика, Польша принадлежит к числу средних экономик Европы. Чехия - тоже развитая страна», - приводит примеры Марков.

Второй причиной упадка экономик беднейших стран Европы является утрата ими российского рынка, полагает политолог.

«Их заставили отказаться от российского рынка, и они потерпели серьезный ущерб. Да еще и оказались без промышленности. Их товары стали никому не нужны!» - уверен собеседник ФАН.

Ученые продают капусту

Еще одним важным фактором, влияющим на экономику этих стран стала потеря научно-образовательного потенциала, считает Марков.

«В Советском Союзе существовало несколько искусственное разделение науки между союзными республиками. Условно говоря, одни занимаются биофизикой, другие занимаются биохимией», - напоминает политолог.

Таким образом, однако, республики дополняли друг друга.

«А когда страны СНГ попали в сферу влияния Запада, где подобного разделения нет, европейские правящие элиты им заявили: ваша наука никому не нужна, ваши ученые могут идти продавать капусту, а самые хорошие пусть едут к нам», - напоминает Марков.

В результате произошло «научно-образовательное» разграбление новых членов общеевропейского дома.

«Поскольку они являются полуколониями, то их так и разграбили. Страна без выстроенной науки начинает терять образование, - рассуждает Марков. - Без хорошей системы образования страна теряет квалифицированные кадры и не может создавать высокую прибыль. Отсюда и бедность».

«Все останется так же, как есть сейчас: сохранится статус-кво, - полагает политолог. - Но некоторые страны окажутся еще более бедными. Особенно достанется Украине, которая сейчас стала жертвой Запада».

Дело в том, что у Киева на данный момент вообще нет легитимного правительства, напоминает эксперт.

«На Украине правит хунта - то есть группа военных преступников и иностранных агентов. Они поставлены внешней средой с целью сделать из Украины орудие против России», - подвел итог Марков.

Проблема бедности в современном обществе - одна из важнейших из числа социальных. Это явление комплексное, спровоцированное разными причинами и предпосылками. Свою роль играют культура, экономика, психология, менталитет национальности. Зачастую бедность напрямую связана с географическим расположением местности, историческими перипетиями и другими условиями становления, развития ареала, государства. Анализ бедности - задача, решаемая экономистами, социологами всего мира, но окончательный выход так и не найден.

Теоретическая база

Бедность - это такое состояние группы людей, когда материальных запасов недостаточно, чтобы поддерживать потребление на приемлемом уровне. Социологи говорят о бедности, анализируя доходы семей и отдельных людей. Средний уровень доходов необходим, чтобы обеспечить человека всем нужным с учетом реалий нашего мира; технического, технологического, культурного уровня развития.

Бедность в мире оценивается посредством вычисления и сравнения важнейших показателей. Это доходы населения, его способность совершать покупки, прожиточный минимум. При этом учитываются особенности развития социальной группы через стандартные индикаторы. Суммарно система позволяет оценить, насколько в обществе сильно неравенство, как существенна бедность населения.

О ком идет речь?

Исходя из терминологии, введенной в ЕС, бедные люди - это такие, кто располагают несущественными социальными активами, культурой, материальными ресурсами. Так как эти величины малы, то люди оказываются исключены из минимального нормального образа жизни, свойственного государству. Количество проживающих за чертой бедности людей - показатель, позволяющий оценить социальный, экономический уровень развития страны. Считается, что среди прочих социальных индикаторов этот - самый значимый.

Практически в любой современной стране есть система социальной защиты. Одно из наиболее значимых направлений работы такого института - это борьба с бедностью. Впрочем, практика показывает, что эффективность социального института во многих странах далека от достаточной.

Уровни бедности

В социологии говорят о нескольких ступенях. Наиболее простой вариант - это низкие доходы. Это означает, что из базовых потребностей определенный процент населения не может удовлетворить одну-две. Когда речь идет о трех-четырех неудовлетворённых потребностях, это классифицируется как бедность.

Депривация - понятие, применимое к категории людей, не имеющих возможностей для удовлетворения пяти и более потребностей. Если уровень бедности настолько велик, что из разработанного специалистами ЕС перечня потребностей группа людей не может позволить себе подавляющее большинство, это называют глубокой безысходной бедностью.

Теория и реальность: это важно

Конечно, социология давно занимается проблемой недостатка благ в обществе, но бедные люди есть по-прежнему. Многие начинают сомневаться, есть ли хоть какой-то толк в социологах в частности и науке в целом. И все же теоретический подход важен для практического

Определение границы бедности предельно точно - это залог того, что удастся найти методы эффективной социальной помощи. В то же время нужно понимать, что при большом проценте бедных в стране бюджет несет огромные траты на социальные институты и помощь, и это сокращает благосостояние более обеспеченных граждан.

Разграничиваем понятия

Выделяют относительную бедность и абсолютную. Первая предполагает, что положение гражданина оценивают, ориентируясь на уровень дохода по государству в среднем. Абсолютная бедность - термин, применяемый к ситуации, когда некоторый процент населения не имеет доступа к сущностным потребностям. К ним обычно относят жилище, питание, одежду.

Официально оценивают бедность, сравнивая доходы человека с прожиточным минимумом, установленным в государстве. При этом проблема бедности рассматривается, исходя из понятия «относительная». Этот метод позволяет оценить не только денежные запасы, но также уровень здравоохранения, процент смертности младенцев, среднюю продолжительность жизни и возможность учиться.

Общество, экономика и социальные слои

Проблема бедности рассматривается с точки зрения социологии и экономики. Экономическая - это та, которая предполагает анализ процента работающих относительно безработных, а также оценку способности обеспечить достойный жизненный уровень себе и семье тех, кто работает. Чем меньше социально защищены группы населения, тем выше вероятность социальной бедности.

Социальная стратификация имеет тесную связь с проблемой бедности и наличием социального неравенства. Неравенство предполагает, что ресурсы присутствующие в дефиците распределяются между людьми неравномерно. Оценивают распределение престижа, финансов, власти, доступа к образованию. Но нужно понимать, что бедность свойственна лишь некоторой части населения, в то время как неравенство распространяется на всех граждан страны.

Бедность, прочь!

Рассматривая причины бедности, можно предположить, что социальная политика позволяет справиться с ними. При этом необходимо обеспечить большие доходы широким слоям населения при повышении уровня жизни. Чтобы влить в социальную сферу большие денежные ресурсы, необходимо регулярно выделять деньги из бюджета страны, регионов, муниципалитетов. Дополнительно финансы можно получить из внебюджетных фондов и специальных социальных. В то же время нужно понимать, что причины бедности - не только в недостатке бюджетных денег, но и в социальной системе страны в целом.

Реализуя социальную политику, необходимо уделять внимание разным источникам финансирования, а также реформам. Бюджет на них формируется как государством, так и предпринимателями, обычными жителями страны.

Бедность в России: это актуально

В РФ бедность - это одна из самых важных социальных проблем. Конечно, внимания ей уделяется много, она освещается в СМИ, ее рассматривают политики, ученые. И все же ситуация улучшается очень медленно. Нищета в России - классическая тема научных работ социологов, экономистов.

Анализируя уровень обеспеченности в стране, необходимо уделить внимание понятию «субъективная бедность». Она предполагает оценку человеком доступа у него к базовым потребностям. Из этого можно определить бедность как понятие не только социальное или экономическое, но и душевное.

Бедность: теория полная и сокращенная

Можно охарактеризовать бедность в широком значении этого слова либо узком. Первый вариант предполагает состояние страны, связанное с денежными перипетиями, социальной сферой и политикой. Чем ниже ВВП, тем беднее считается страна. А вот в узком значении бедность - это такое состояние гражданина, когда у него нет возможности удовлетворять основные потребности.

Чтобы справиться с бедностью, предварительно нужно определиться, о каком значении термина идет речь. Это определяет выбор инструментария, методик решения проблемы.

Статистика: Россия

Исходя из сведений статистических агентств, в период 2000-2012 в РФ число бедных уменьшилось на 18,3%, и минимальной оценкой было 15 миллионов граждан, то есть около 11% населения. Но далее количество людей, живущих за чертой нищеты, начало расти, добравшись уже до значения в 14,5% населения, то есть порядка 21 миллиона.

Бедность: причины и их классификация

Есть ситуации, когда от гражданина не зависит факт нахождения его за чертой бедности, но есть и такие, когда люди сами доводят себя до такого положения. Экономисты выделяют несколько основных причин, провоцирующих нищету в стране, группируя их следующим образом:

  • политические (военное положение);
  • медицинские, социальные (инвалидность, старость);
  • денежные (девальвация, кризис, низкий уровень зарплаты);
  • географические (некомфортные ареалы, неразвитые области);
  • демографические (высокий процент неполных семей);
  • личностные (алкоголизм, наркомания, азартные игры);
  • квалификационный (недостаточность образования).

Бедность в России: цифры

Рост ВВП напрямую связан с уровнем нищеты населения. Но зависит она не только от него. Например, в 2013 в нашей стране ВВП подрос: увеличение составило 1,3%, а в следующем году прибавилось еще 0,6%. Снижение 2015 года составило 3,8%, а в следующем году спад произошел еще на 0,3%, что суммарно за все указанные годы дало почти ноль.

Казалось бы, число бедных возрасти не должно, раз ситуация вернулась на круги своя. Но дополнительно к изменению ВВП произошло обесценивание валюты в два раза, в то время как объёмы импортируемых товаров увеличились. Влияние оказали инфляция, экономические санкции 2014 года. Суммарно все факторы спровоцировали рост процента населения за чертой бедности.

Бедность в мире: проблема масштабная

Нищета - беда, актуальная для всех стран мира, хоть и в разной степени. Традиционно пальму первенства делят между собой республики Африки, не отстают от них и азиатские страны, и даже некоторые европейские. А вот высокий уровень жизни из года в год сохраняют Швейцария, Люксембург, скандинавские страны, Австралия. Ситуация в России, мягко говоря, - не радужная.

РФ позиционирует себя как великую державу, но это не отменяет внутренних проблем. Территория страны огромна, индустрия велика и разнообразна, но ВВП относительно прочих сверхдержав низок.

И как бороться?

Реально ли решить проблему нищеты? Попытки искоренить бедность предпринимаются с давних пор, их можно назвать неотъемлемым элементом политики, социальной, финансовой сфер страны, но так и не удалось найти эффективного универсального метода устранения нищеты и социального неравенства.

Было изобретено два метода борьбы с бедностью, в современности широко распространенных в развитых странах. В первую очередь государство гарантирует каждому гражданину достаточно высокий минимальный уровень прибыли. Другой путь - своевременная эффективная помощь каждому столкнувшемуся со сложной жизненной ситуацией.

Россия против бедности

В РФ ситуация осложняется тем, что социальная бедность сопровождается финансовой. Это означает, что многие граждане страны имеют стабильную работу, но уровень заработной платы настолько низкий, что они не в силах обеспечить себе минимальный достаток. По приблизительным оценкам, большее 30 миллионов граждан получают в месяц меньше 10 000 рублей.

Чтобы справиться с бедностью в России, необходимо активизировать промышленность и обеспечить стабильность экономики в стране и в мире, обеспечить повсеместное повышение уровня заработной платы. Уровень вырастет, если значение жизни станет выше, а этого можно добиться, разработав и внедрив соответствующие социальные программы. В то же время нельзя гарантировать, что реализация перечисленного даст желаемый результат. Это - первая ступень, которая поможет определить, что делать дальше.

А бедный ли я?

Оценить качество, уровень жизни довольно сложно. Ориентироваться на среднедушевой доход - не самый корректный вариант. Также нужно понимать, что многие, рассказывая о своих доходах, преуменьшают их или преувеличивают. Кроме этого семья имеет доступ к ресурсам вне ежедневного дохода. Также семьи, имеющие одинаковый уровень дохода, поддерживают жизнь разного образа, стиля, что сказывается на субъективном понимании бедности. Наконец, деньги в разных частях страны товарно наполнены по-разному.

Некоторую информацию об уровне жизни можно получить, изучив человеческое жилье, используемые в повседневности предметы, технику, одежду. Эти объекты отражают уровень, стиль, образ жизни, имущество, характер человека. В то же время разные экономисты по-разному воспринимают критерий обеспечения ресурсами, основанный на потенциале накопленного семьей имущества.

Нищета и бедность: есть ли разница?

Небедные, бедные, нищие - границу между ними провести не всегда просто. Один из методов оценки - накопленное имущество. Ряд ученых предлагают к категории «нищие» относить лиц за чертой бедности, имеющих долги и не располагающих необходимым имуществом (техника, мебель, одежда). Доходы нищих ниже, нежели бедных.

Анализируя, какие предметы обихода необходимы для поддержания нормального уровня жизни, обычно выделяют холодильник, телевизор, пылесос, мягкую мебель и мебель для хранения вещей (горки, стенки). Если нет двух предметов из указанного списка, можно смело говорить, что человек живет за пределами бедности, то есть в нищете. В то же время качество предметов при такой оценке зачастую не учитывается, поскольку факт наличия/отсутствия достаточно показателен. Впрочем, по этому вопросу мнения экономистов расходятся.

Подводя итоги

Нужно признать, что анализ явления бедности в России (и в мире) необходимо проводить, оценивая комплекс связанных между собой факторов. Нельзя обделять вниманием ресурсный фактор, то есть важно проанализировать, доступ к какому имуществу есть у семьи. При этом оценивают факт морального устаревания предметов обихода.

Борьба с бедностью - задача, для решения которой нет универсального пути. Политики, экономисты, социологи должны сплоченно работать, анализируя текущее состояние и динамику положения в обществе, на основе чего разрабатывать именно такие пути, которые будут эффективны в реалиях этого государства.

В России сложилась уникальная ситуация с бедностью. По вице-премьера Ольги Голодец, в стране образовалась новая категория граждан - они работают, но все равно находятся на грани нищеты. Их около пяти миллионов. Это свидетельствует о неэффективности мер поддержки, но у государства пока нет приемлемых механизмов для борьбы с бедностью, кроме увеличения нагрузки на бюджет.

Чтобы выяснить, как возникла «уникальная бедность», побеседовала с руководителем проекта «Повышение эффективности и результативности социальной защиты» . Существующая система помощи, по ее оценке, не выполняет своей главной функции - деньги преимущественно тратятся не на спасение бедных, а на льготы для тех, кто в них не нуждается.

«Лента.ру»: Лилия Николаевна, вы предлагаете перекроить систему соцподдержки населения. А чем она плоха?

Лилия Овчарова : Помощь бедным и нуждающимся - главная цель системы социальной защиты, особенно в условиях кризиса и особенно когда речь идет о государственной помощи. На социальную поддержку мы тратим много - 12,4 процента ВВП. Это на уровне развитых европейских стран, у которых валовый продукт гораздо больше. Однако бедным достается незначительная часть выделяемых средств.

Система соцзащиты состоит из двух частей: страховые и нестраховые меры поддержки. Страховые - это пенсии и соцстрахование (больничные листы, пособия по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве). К нестраховым относятся различные выплаты и социальное обслуживание, и на это в 2015 году было израсходовано 2,6 процента ВВП. И именно эта часть социальной защиты преимущественно должна направляться на поддержку бедных. В нашей стране к нестраховым видам поддержки относится и пособие по безработице, хотя в развитых странах это страховая мера.

Причем одна из серьезных проблем - учет получателей социальной помощи. В нашей стране один и тот же человек может получать поддержку из разных источников и, соответственно, многократно учитываться.

Мы предлагаем привязать эти регистры к СНИЛСу (идентификационный номер пенсионной системы), чтобы посчитать, сколько человек получают социальную помощь и сколько средств в совокупности поступает нуждающимся.

Расходы на адресные программы, которые предназначены именно для бедных, сегодня составляют 0,4 процента ВВП или чуть больше 20 процентов от общего объема затрат на нестраховые меры соцподдержки. Из чего мы делаем вывод о том, что система социальной защиты неэффективна с точки зрения содействия сокращению бедности. Но это не единственная точка зрения - с нами спорят.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Кто же в России приоритетная группа для господдержки, если не бедные?

У нас длительное время приоритетными получателями были так называемые заслуженные граждане. Большая часть средств расходуется на льготников, то есть людей, относящихся к разным категориям населения, которым предоставляются различные преференции.

У нас в стране как минимум 300 различных льгот. Но льготник льготнику рознь. Например, заслуженные категории - это спорный вопрос. Кстати, население считает, что заслуженные люди должны иметь определенные преференции. Но различные профессиональные льготы - это перекладывание расходов работодателя на государство. А в условиях рыночной экономики это означает, что бедные спонсируют крупных работодателей, поскольку государство, вместо того чтобы поддерживать бедных, предоставляет пенсии за работу в тяжелых условиях, которые должен оплачивать работодатель. В советской системе это было приемлемо, в рыночной - нет. Нуждающееся население не должно покрывать издержки бизнесменов. Но сегодня государство тратит почти 300 миллиардов рублей на особые пенсионные режимы для этих категорий и еще 92 миллиарда - в нестраховой системе социальной защиты. Это означает, что система социальной защиты спонсирует бизнес. Справедливо ли это? Думаю, нет. Сейчас просто необходимо сместить приоритеты социальной политики и направить основные расходы на помощь бедным.

Может, вообще все льготы деньгами заменить?

Это попытались сделать в 2005 году. Тогда был принят закон о монетизации льгот, который очень тяжело проходил. Но здесь есть определенная проблема. Так нельзя поступить со всеми льготами. Скажем, решили вы монетизировать льготу на оплату лекарств и даете человеку деньги. Не факт, что он на них купит лекарства. Получается, что вы жизнь ему не продлили, а деньги потратили. Или вы можете дать деньгами льготу на оплату коммунальных услуг, но люди все равно не заплатят. Помощь становится бессмысленной.

Есть разные виды нуждаемости. Вообще, нуждаемость - это не только бедность. Некоторым категориям населения надо помогать независимо от того, бедны они или нет. Например, инвалиды. Они нуждаются в помощи в любом случае. Скажем, в результате каких-то действий государства был нанесен вред здоровью гражданина. Самый яркий пример - чернобыльцы: они не виноваты в том, что оказались на зараженных территориях. Эти категории граждан имеют право претендовать на социальную поддержку.

Или, скажем, материнский (семейный) капитал для семей, в которых родился второй ребенок. Таким образом государство поддерживает семьи с детьми. Это тоже нужная мера. Могут быть и другие особые жизненные ситуации, требующие каких-то преференций. Конечно, этим категориям граждан тоже нужно помогать, но основная помощь должна все же доставаться бедным и нуждающимся.

А как определить, кто по-настоящему беден?

Единого определения бедности нет, поскольку бедность относительна во времени и в пространстве. В каждой стране это понятие трактуется по-своему. В России это прожиточный минимум, стоимость минимальной потребительской корзины плюс необходимые налоги. Если доход гражданина меньше этой суммы, он считается бедным.

Вот, к примеру, возьмем самую обсуждаемую группу - ветераны труда. Только 10 процентов из них имеют доход ниже прожиточного минимума. Казалось бы, все просто: только им и надо оказывать помощь. Но есть еще понятие субъективной бедности: как люди сами оценивают свое благосостояние. Это очень важно! Если человек считает себя бедным, а ему вдруг говорят: «Нет, ты не бедный, и никаких льгот тебе не полагается», то я не завидую тому политику, которому придется вести этот диалог.

И согласно опросам, среди ветеранов труда бедными себя считает уже половина. А если вы не будете спрашивать, бедны ли вы, а спросите, на что вам хватает, то ветеранов, которые говорят, что им хватает только на удовлетворение минимальных потребностей, наберется и все 70 процентов.

Это связано преимущественно с тем, что у пожилых людей самый высокий «индекс лишений». Это еще одно определение бедности, не на основе доходов, а на основе анализа реального потребления. В прожиточном минимуме мы считаем, что люди получают медицинские услуги бесплатно, но в реальной жизни примерно треть расходов на здравоохранение - это платежи населения. У пожилых людей более высокие потребности в медицинских услугах, значит, и реальные расходы выше, нежели это предусмотрено в прожиточном минимуме. К слову, если говорить об объективной бедности (то есть если оценивать доходы ниже прожиточного минимума), то самые высокие риски бедности - у детей.

Мы надеемся, что будет создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Соответствующий закон уже принят и в 2018 году должен быть введен в действие. По каждому человеку будет собираться информация, и мы поймем, кто какие выплаты получает. А то человек может быть зарегистрирован в Московской области, числиться бедным, а жить в Москве и иметь две квартиры.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как вы предлагаете изменить систему социальной поддержки?

Мы считаем, что государство должно поддерживать в первую очередь бедных. Это главная миссия нестраховой социальной защиты. Собственно, так и происходит в странах с рыночной экономикой, где каждый гражданский институт выполняет свою функцию.

Мы прекрасно понимаем, что быстро этот переход осуществить невозможно. Конечно, переходить к новой системе предпочтительно в условиях, когда экономика на подъеме. Но если уж так сложилось, что реформировать систему приходится в условиях спада, то этот процесс должен быть более плавным и взвешенным.

Резко ничего менять нельзя. Это тоже нужно делать аккуратно. Представьте, живут два человека на одной лестничной клетке с разницей в возрасте в два года, и одному предоставят льготу, а другому нет. Это создаст социальную напряженность. Закрывать входы следует очень постепенно. Как минимум не стоит создавать новые льготные категории. Мы же все время новые плодим.

Почему так происходит?

Понимаете, социальная защита - это инструмент диалога между населением и властью в период, когда идут выборы. Поскольку уровень доверия к власти низкий, прибегают к этому ресурсу, чтобы его повысить. Поэтому каждый раз, в преддверии очередных выборов у нас возникают новые льготные категории. Так, в частности, появился материнский капитал. С этой мерой я еще могу согласиться (все-таки поддерживать семьи с детьми нужно), но вот субсидирование оплаты детских садов точно нужно было привязывать к доходам, а не к количеству детей. Это привело к тому, что мы помогаем многодетным с разным уровнем дохода, а про бедных забываем.

И еще непростой вопрос: мы тратим огромные средства на восстановление утраты здоровья вследствие вредных привычек (пьянство, курение, наркомания). Сегодня мы не задаемся вопросом, почему человек заболел.

Есть очень трудная проблема, которую политики даже боятся обсуждать. Но мы, эксперты, должны задаться вопросом: как вести себя государству в условиях, когда в мире появляются дорогостоящие лекарства, методы лечения и средства реабилитации? Например, специальные костюмы, которые позволяют парализованным людям ходить. Кому мы должны помогать? Или никому, а ждать, когда они станут доступны всем? Пока мы идем по пути, что доступно только то, что дешево, ресурсов государства недостаточно для развития и внедрения дорогостоящих медицинских и реабилитационных технологий.

Богатые и элитные группы получают такие услуги за границей. Но если дальше двигаться по этому пути, то мы окончательно отстанем, и люди будут уезжать из страны ради большей продолжительности жизни. И в подобной ситуации должны ли мы привлекать ресурсы наиболее обеспеченных семей для решения данной проблемы? Я думаю, что должны.

Если в семье есть какой-то нереализованный материальный потенциал, то мы должны его учитывать при оценке нуждаемости. Допустим, в Москве есть семья, у которой две квартиры, и она претендует на социальную помощь. Мы должны вменить ей доход от сдачи жилья, не проверяя, сдается она или нет.

Это задача общественного договора. Наиболее слабые люди должны получить преференции, а те, у которых есть ресурсы и компетенция, обязаны реализовывать свой потенциал. По-моему, это справедливо.

Экономика бедных
Радикальное переосмысление путей борьбы с бедностью в мире
(Poor Economics: A Radical Rethinking of the Way to Fight Global Poverty)
Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло
Copyright 2011 by Abhijit V. Banerjee and Esther Duflo
Published by Public Affairs, a member of the Perseus Group LLC
320 с.

Основные идеи

Управление и лидерство

Около 865 миллионов человек в мире существуют на менее чем 1 доллар в день.

Стратегия

Даже небольшие изменения в жизни малоимущих слоев населения могут дать положительные результаты.

Продажи и маркетинг
Финансы
Управление персоналом
Производство, логистика, IT
Малый бизнес
Экономика и политика

Отрасли экономики
Международный бизнес
Карьера и личное развитие
Концепции и тенденции

В бедных странах наиболее эффективны стимулы, учитывающие законы спроса и
предложения.
Обеспечение беременных женщин и детей витаминами и микроэлементами значит
больше для решения проблемы хронического голода, чем поставки зерна.
Привычные для Запада блага цивилизации, такие как водопровод и детская вакцинация, недоступны бедным слоям населения.
Для просвещения неимущих нужны специально подготовленные педагоги.
Постоянный стресс, вызванный нищетой, ослабляет способность принятия рациональных решений, в том числе и финансовых.
Малому бизнесу недостаточно одного микрофинансирования.
Миф о “миллиарде босоногих предпринимателей” никак не отражает потребность в
наличии надежных рабочих мест.
Улучшение уровня жизни бедноты означает преодоление невежества, инерции и
предрассудков.

Значимость
темы
10

Новизна
материала
8

Стиль
изложения
7

Оформить индивидуальную или корпоративную подписку на продукты и услуги getAbstract вы можете на нашем сайте www.getAbstract.com,

По электронной почте [email protected] или по телефонам: +7 495 646 8278 (Россия), +41 41 367 5151 (Швейцария), +1 877 778 6627 (США). Компания getAbstract специализируется на
публикации книг в кратком изложении, а также дает рекомендации своим подписчикам по выбору книг для прочтения. getAbstract несет полную редакторскую ответственность за любые части
настоящей книги в кратком изложении. Права авторов и издателей соблюдены. Все права защищены. Запрещается воспроизводить или передавать в любой форме и любым способом (электронным,
способом фотокопирования или любым другим) любую часть настоящей книги в кратком изложении без предварительного письменного разрешения компании getAbstract Ltd (Швейцария).

Актуальность
О чем вы узнаете
Из краткого содержания этой книги вы узнаете:r1) Почему сотни миллионов человек не могут выбраться из ловушки бедности; 2) Каким образом даже небольшие перемены могут серьезно повлиять на уровень доходов; 3) Как практические исследования в сфере поведения
и мотивации привели к улучшению жизни бедных.
Рекомендация getAbstract
Несмотря на израсходованные в течение десятков лет миллиарды долларов, усилия тысяч
сотрудников гуманитарных организаций и сотни программ по ликвидации бедности, 865
миллионов человек существуют менее чем на один доллар в день. Однако, как рассказывается в этой книге, получившей в 2011 году премию Financial Times и Goldman Sachs “Бизнес-книга года”, даже небольшие шаги могут привести к серьезным улучшениям в жизни
малообеспеченных людей. На основании исследований авторы утверждают, что повышения
уровня жизни бедных во всем мире можно достичь с помощью относительно простых мер.
Они призывают изучить мотивацию поведения людей, независимо от их благосостояния, и
использовать полученные знания для решения проблемы глобальной бедности. getAbstract
искренне рекомендует это описание методов улучшения жизни миллионов людей, которые
могут получить возможность участвовать в экономическом и социальном прогрессе.

“Шаг за шагом можно
достичь весьма значительных успехов, накапливая небольшие
изменения – хорошо
продуманные, тщательно проверенные
и разумно реализованные”.

“Споры о пользе или
вреде помощи часто
затуманивают суть
дела: важно не то, откуда берутся деньги,
а то, на что их тратят”.

99 центов в день
Глобальная проблема бедности представляется неразрешимой. Несмотря на огромные объемы внешней и внутренней помощи, достаточное количество продуктов питания для обеспечения каждого человека на земле пищей, достижения медицины и техники, которые спасают
людей и целые народы от голодной смерти, до сих пор около 13% жителей планеты пытаются выжить, имея доход, эквивалентный 99 центам в день. При таких средствах к существованию люди не могут вырваться из заколдованного круга нищеты. Малоимущим недоступны
жизненно необходимые знания: им неизвестно, что такое вакцинация, и неведомы способы
очистки воды. Учреждения и услуги, к которым в развитых странах давно привыкли, например банковская система и страхование, просто не существуют для 865 миллионов беднейших людей мира.
Согласно исследованиям, несмотря на огромные проблемы, с которыми приходится сталкиваться неимущим, “эти люди в целом ничем не отличаются от нас”. Они питают такие же
надежды, обладают теми же слабостями и таким же здравым смыслом. Кроме того, эксперименты показали, что иногда незначительное на первый взгляд вмешательство, например
выплата поощрительных вознаграждений или предоставление важной информации, может
оказать куда более серьезное влияние на жизнь бедных слоев населения, чем правительственные программы помощи.

Ловушка нищеты
Почему же ни миллиардные инвестиции, ни сотни международных программ не могут решить эту проблему? Почему вакцинация детей проводится в недостаточных масштабах,
почему так мало людей спит под противомоскитными сетками, помогающими избежать малярии, и почему так мало детей ходит в школы? К сложившейся ситуации привели не в последнюю очередь разногласия среди тех, кто занимается проблемой бедности: одни считают,
что люди погрязли в нищете из-за недостатка ресурсов, и требуют выделения все новых
средств на развитие здравоохранения, образования и финансовую помощь; другие придерживаются мнения, что любая материальная поддержка бесполезна и даже приводит к отрицательным результатам и что только свободный рынок при поддержке государства способен
Экономика бедных

GetAbstract © 2012

Правом на личное использование данной книги в кратком изложении обладает Roman Klevtsov ([email protected])

LoginContext 2014-02-10 21:42:12 CET

Удовлетворить потребности людей. Исследования показывают, что сбалансированное сочетание обеих стратегий в зависимости от характера проблемы (голод, болезни, неграмотность, рост населения) может привести к облегчению страданий людей.

“Представьте себе,
что вы должны жить
в Майами на 99 центов
в день”.

“Малообеспеченные
люди оказываются в
западне проблем, с которыми сталкивается
все человечество. Это
нехватка информации,
ложные представления и инерция”.

“Ощущение открывающихся возможностей
и небольшая помощь
(например предоставление нужной информации) могут иногда
привести к серьезным
положительным результатам”.

“Дети – экономическое
будущее родителей, их
страховой полис, сбережения и лотерейные
билеты, завернутые в
пеленку”.

Голод
На протяжении большей части истории человечества бедность означала в первую очередь
недостаток пищи. Так родилась концепция “ловушки бедности, обусловленной недоеданием”. Образуется порочный круг: бедняки голодают, это делает их слабыми и неспособными
к работе, что не дает им выбраться из нищеты. Поэтому многие гуманитарные организации
занимались прежде всего предоставлением продовольственной помощи. Однако уже в 1996
году в мире производилось достаточно продуктов, чтобы ежедневно обеспечивать каждого
жителя планеты пищей, энергетическая ценность которой составляет 2700 калорий. Тем не
менее различные проблемы распределения продовольствия до сих пор вызывают его дефицит. Кроме того, люди, которые выживают на 99 центов в день, обычно не тратят все свои
скудные средства на пропитание. Когда же у них появляются деньги, они, как правило, покупают более вкусные, но совсем не обязательно более питательные продукты и даже расходуют деньги на предметы “роскоши” – чай, табак или телевизор. Простое человеческое
желание получить хоть какое-то удовольствие в этой трудной жизни оказывается сильнее
необходимости покупать еду.
Между тем значение полноценного питания для улучшения жизни малоимущих, в особенности беременных женщин и младенцев, нельзя переоценить. Тот, кто хорошо питается в
детстве, достигает больших успехов во взрослой жизни. Поэтому, чтобы разорвать порочный круг нищеты, гуманитарные организации должны сосредоточить свои усилия на обеспечении беременных женщин и детей витаминами и микроэлементами.

Здоровье
Существуют широко распространенные и сравнительно экономичные способы оздоровления и продления жизни бедняков: использование хлора для дезинфекции питьевой воды,
проведение вакцинаций против инфекционных заболеваний и применение противомоскитных сеток для борьбы с переносчиками малярии. Однако, несмотря на доступность этих
средств, они не пользуются популярностью среди малоимущих. Почему? Хотя многим из
них известны все эти методы, они предпочитают обращаться за помощью к деревенским
шаманам или плохо обученным врачам, вместо того чтобы позаботиться о профилактике заболеваний. Такие люди нередко считают бесплатные лекарства и процедуры бесполезными,
в отличие от своих традиционных обрядов. В этом отношении бедные ничем не отличаются от жителей благополучных стран на Западе, которые тоже имеют свои предрассудки. К
примеру, некоторые родители в США и Великобритании убеждены, что прививки против
кори могут вызвать аутизм, несмотря на медицинские данные о том, что это не так.
Ложные представления, порожденные невежеством, – не единственное препятствие на пути
обеспечения должного уровня здравоохранения. Человеку свойственно тянуть до последнего с расходами на решение проблем, даже если он знает, что в будущем они окупятся.
Так, жителям западных стран нелегко из-за обилия соблазнов откладывать деньги на старость. Бедным же людям, поглощенным борьбой за выживание, трудно выбраться с детьми
в отдаленную больницу, чтобы сделать им прививки, хотя они знают, что это может спасти
от болезней, лечение которых обойдется недешево. Кроме того, малоимущие не пользуются благами, которые предоставляет западная цивилизация: у них нет водопровода с чистой
водой, они не могут обращаться к квалифицированным врачам, их детям не делают обязательных профилактических прививок в школах. И если власти хотят стимулировать распространение вакцинации, им следует сделать ее более доступной.

Образование
Две из восьми “Целей развития тысячелетия” ООН предусматривают обеспечение возможностей для всеобщего образования. Во многих развивающихся странах количество зачисленных в школы детей резко возросло. Значение всеобщего образования выходит далеко за
Экономика бедных

GetAbstract © 2012

Правом на личное использование данной книги в кратком изложении обладает Roman Klevtsov ([email protected])

LoginContext 2014-02-10 21:42:12 CET

Пределы классной комнаты: на Тайване, например, введение обязательного образования в
1968 году привело к снижению детской смертности. В Малави и Кении государство платит
родителям за то, чтобы те посылали в школу девочек, что снижает уровень подростковой
беременности. Однако открытие новых школ – не панацея. Безответственные и неквалифицированные учителя, родители, которые забирают детей из школы для помощи семье, – все
это подрывает усилия по введению бесплатного или недорогого начального образования.
“Голод продолжает
существовать из-за
несовершенства механизмов распределения.
В мире нет недостатка в продуктах питания”.

“Пути, ведущие к ликвидации бедности, не
всегда известны, а если и известны, есть
люди, которые даже
не испытывают желания ими воспользоваться”.

“Низкая прибыльность
предприятий, которыми руководят представители малоимущих
слоев, также объясняет, почему микрофинансирование не
приводит к радикальному изменению жизни
бедняков”.

“Микросбережения
должны стать следующей революцией в
сфере микрофинансирования”.

Новые программы направлены на стимулирование спроса на образование. Если в обществе
есть высокооплачиваемые рабочие места, граждане будут стремиться обеспечить своим детям необходимое образование и профессиональную подготовку. Дополнительные бонусы,
такие как “школьные ваучеры”, помогают родителям платить за школу. Исследования показывают, что программа образования для бедных семей имеет следующие преимущества:
1) Приобретение общекультурных навыков, таких как чтение и счет, положительно сказывается на возможности трудоустройства в будущем; 2) Обучение учителей преподаванию
коррективной программы занимает всего 10 дней; 3) Пересмотр методов преподавания и использование современных технологий с тем, чтобы дети могли учиться “в своем собственном темпе”, в зависимости от способностей. Это приводит к повышению успеваемости и
лучшему усвоению знаний, которые могут определить их дальнейшую судьбу. На Мадагаскаре, например, учителя объясняют родителям, что их дети будут больше зарабатывать,
если останутся в школе, и это приводит к более высоким учебным результатам.

Риск
Изо дня в день неимущие подвергаются риску лишиться дохода, здоровья и жизни. Эти
социальные слои постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями и характеризуются
высоким уровнем депрессии. Финансовая поддержка может снизить стресс. Например, в
Мексике дети, родители которых получают пособия на образование, имеют более низкое
содержание в крови кортизола – гормона стресса, который негативно влияет на интеллект и
способность к принятию решений. Постоянный стресс повышает уровень кортизола, мешая
малообеспеченным людям принимать рациональные решения.
Бедняки выживают благодаря многообразным источникам дохода. Члены семьи могут работать в нескольких местах, выполняя самые разные обязанности. Те, кто занимается сельским хозяйством, обрабатывают землю на участках, расположенных в разных районах, что
снижает риск пострадать от неурожая. Миграция из деревни в город, где можно зарабатывать больше и посылать деньги домой, также повышает шансы на выживание, так как семья перестает зависеть от ненадежного источника заработка. Страх перед потерей доходов
делает представителей малообеспеченных слоев консерваторами: фермеры боятся высевать
новые семена, рабочие не хотят экспериментировать с новыми методами производства. Такие неэффективные методы борьбы с риском не оставляют большинству неимущих шансов
на успех. Помочь им может страхование от болезней и стихийных бедствий, но в бедных
странах практически отсутствует рынок доступного личного страхования, поэтому правительствам необходимо выделять на страхование субсидии.

Микрокредитование
Предоставляя малоимущим небольшие ссуды, компании, занимающиеся микрофинансированием, помогают им начать свой бизнес. Такие институты, как банк Grameen, стремятся
вытеснить местных ростовщиков, которые начисляют до 50% годовых. К настоящему моменту 200 миллионов человек по всему миру уже получили микрокредиты. Работа тех, кто
предоставляет мелкие ссуды, направлена на социальные и экономические преобразования.
Процентная ставка по их кредитам ниже, чем у деревенских ростовщиков, но требования
по своевременной выплате задолженности жестче, а для контроля над соблюдением сроков
используется общественное мнение. Однако многие малообеспеченные люди, которые могли бы взять микрокредит, не пользуются этой возможностью. Не каждый хочет начать свое
дело, а к ростовщикам продолжают обращаться потому, что, несмотря на высокий ссудный
процент, они редко требуют возвращения денег в срок. Хотя микрофинансирование помогаЭкономика бедных

GetAbstract © 2012

Правом на личное использование данной книги в кратком изложении обладает Roman Klevtsov ([email protected])

LoginContext 2014-02-10 21:42:12 CET

Ет некоторым гражданам стать индивидуальными предпринимателями, этого недостаточно
для расцвета малого бизнеса. Микрокредитование не обладает нужной степенью гибкости
для начинающих бизнесменов; обществу необходим иной тип финансового регулирования
для стимулирования предпринимательской деятельности.
“Невозможно сохранять мотивацию,
когда желаемое кажется недостижимым в обозримом
будущем. Приближение целей во времени
подтолкнет малоимущих к ним стремиться”.

“Оптимизм и надежда
играют огромную роль
в изменении жизни
бедных людей. Надежда иногда питается
простой уверенностью, что на сэкономленные деньги можно
будет купить телевизор”.

“Учитывая, что для
роста экономики
необходимо наличие
физических и интеллектуальных ресурсов
населения, шансы на
процветание повышаются, если мужчины
и женщины образованны, сыты и здоровы”.

Конечно, малоимущие пытаются накопить деньги, но, как и все остальные, они сталкиваются с тем, что их усилия пропадают даром из-за непредвиденных событий, плохого планирования и простых сиюминутных соблазнов. В развитых странах можно делать сбережения
путем автоматических вычетов из зарплаты и переводов этих сумм на банковский счет, но
люди за чертой бедности не имеют такой возможности. Обслуживание счета слишком для
них дорого, поэтому они, как правило, не пользуются услугами банка и по чуть-чуть откладывают сами, чтобы хоть немного улучшить свой быт. Понимание мотивов, заставляющих
представителей малообеспеченных слоев делать сбережения, может значительно расширить
возможности предоставления им международной помощи. На принятие решения о том, потратить ли деньги сейчас или отложить на будущее, влияет характер активности головного
мозга. Известно, что конкретная цель и надежда на достижение ее в обозримом будущем
помогают преодолевать соблазны и делать сбережения.

Предприниматели поневоле
В развивающихся странах предпринимательской деятельностью занимаются чаще, чем на
Западе. Некоторые видят в этом подтверждение известного изречения о том, что в мире есть
“миллиард босоногих бизнесменов”, однако на самом деле все обстоит иначе. Большая часть
предприятий, которые создаются малообеспеченными людьми, редко

Loading...Loading...