К муниципальным служащим относится депутат. Государственные и муниципальные служащие


Введение 1
2
2
4
5
6
8
11
2.1 Классификация должностей 11
2.2 Должностное лицо 14
19
21
Заключение 27
28





Введение


Понятие «муниципальной службы» до недавнего времени отсутствовало в нашем законодательстве и в научной литературе. Конституция Российской Федерации также не вводит такого понятия, в ее разделе «права и свободы человека и гражданина» упоминается лишь о государственной службе.

Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Органы местного самоуправления – это самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность – служба – понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании...

Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой».


1. Муниципальная служба: состояние


1.1 Понятие муниципальной службы


Для начала нужно определится, что же означает слово «муниципальный». Это слово происходит от лат. мunicipium, что означает в римском государстве италийские, а с 3 века до н.э. и провинциальные города, свободное население которых получало в полном или ограниченном объеме права римского гражданства и самоуправление .

В странах запада муниципалитет означает самоуправляющуюся общину. Так же называется орган местного самоуправления и занимаемое им здание. Итак, муниципальный – значит относящийся к самоуправляющимся общинам в отличии от государственных образований. С учетом этого понятия «муниципальный служащий» можно формулировать как служащий муниципального органа, т.е. органа, образуемого местным сообществом. Или более широко: муниципальный служащий – это трудящийся, занимающий определенную должность в муниципальном органе. Это в равной мере касается работников представительных, исполнительных и др. органов, а также предприятий, учреждений и организаций, образованных муниципалитетом с целью обеспечения материальных и духовных потребностей населения.

Как сказано выше, понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для нашего законодательства, но при этом есть очень четкие формулировки.

Областное законодательство под «муниципальной службой» понимает профессиональную деятельность лиц, занимающих штатные должности и обеспечивающих реализацию полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Должность муниципальной службы – штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, ответственностью за их выполнение и денежным содержанием, которое устанавливается за счет средств местного бюджета. Штатный характер как признак должности означает необходимость ее включения в штатное расписание должностей муниципальной службы, устанавливаемое главой муниципального образования в соответствии со структурой управления, закрепленной в уставе муниципального образования.

В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.

С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления: нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти – местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации 1993 года, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3), а муниципальная служба финансируется исключительно и местного бюджета.

С изменением политических, экономических, правовых условий в России возрождается местное самоуправление. И сейчас, в органах местного самоуправления занимают должности муниципальные служащие, которые структурно представляют особую группу служащих.

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.


1.2 Задачи муниципальной службы


Муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится, во-первых, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Самостоятельность - одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как формы организации и осуществления власти. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции). Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную задачу в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.

Во-вторых, к основным задачам муниципальной службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих. Эта служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия нет: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.


1.3 Функции муниципальной службы


Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, одна из важнейших функций: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть, а отличия заключаются лишь в уровне осуществления публичной власти и некоторые другие особенностях.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый институт муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для института аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.


1.4 Правовые источники муниципальной службы


Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть такие нормативно-правовые акты, исходящие со всех уровней, касающиеся регулирования деятельности муниципальной службы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы муниципальных образований, содержащие нормы о муниципальной службе.

В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции, трудовое законодательство, для регулирования наиболее общих отношений, и т.д.

Хотя, нормативно-правовая база о муниципальной службе достаточно нова, но сегодня ее нельзя назвать отстающей, так как на основании федеральных законов в субъектах Российской Федерации принимаются свои законы позволяющие детально регулировать местное самоуправление, а также нельзя забывать о нормотворчестве внутри самих муниципальных образований. На основании этого можно сказать, что эта сфера прорабатывается достаточно детально.


1.5 Принципы муниципальной службы, их значение


Правовое установление принципов муниципальной службы обуславливает функционирование соответствующих органов, деятельность муниципальных служащих, устойчивость служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о муниципальной службе.

Изучение принципов муниципальной службы дает ответ на вопрос: что является главным в институте муниципальной службы, что постоянно сопутствует системе служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института муниципальной службы. Основное значение принципов муниципальной службы заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

С другой стороны, принципы муниципальной службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» дает нам список основных принципов муниципальной службы:

Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

самостоятельности органов местного самоуправления а пределах их полномочий;

профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные;

единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций;

правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

внепартийности муниципальной службы.

К этому списку местные законы добавляют несколько других, не менее важных, например:

принцип законности;

гласности;

подконтрольности;

стабильности кадров муниципальной службы.

Иными словами, этот список можно продолжать очень долго, это зависит исторических, культурных особенностей той или иной местности, а также от фантазии законодателя, но самые важные, на мой взгляд, были помещены в федеральный закон, на основании которых стоится законодательство субъектов, а главное сама муниципальная служба.

2. Муниципальная служба: проблема формирования


2.1 Классификация должностей


Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность муниципальной службы – штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории - степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Также в категорию «А» входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом,- это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.

Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы. В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

Должности и категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:

высшие должности – заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;

главные должности – начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;

ведущие должности – заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;

старшие должности – помощник, главный специалист, ведущий специалист;

младшие должности – специалисты 1, 2 категории, просто специалисты.

Должности категории «В» отличаются от должностей категории «Б» еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.

Эта классификация влияет на квалификационные требования к претендентам:

Уровень профессионального образования с учетом группы муниципальных должностей муниципальной службы.

Стаж и опыт работы по специальности.

Высокий уровень знания Конституции РФ, федеральных законов, уставов субъектов федерации, региональных законов, уставов муниципальных образований и локальных нормативных актов.

Значение квалификационного требования – они проводятся, так как разрабатываются инструкции для муниципальных служащих. Отнесение тех или иных муниципальных должностей к различным группам осуществляется уставом муниципального образования и иными локальными нормативными актами в соответствии с реестром о муниципальной службе муниципальных служащих.

Реестр муниципальных должностей муниципальных служащих – он представляет собой перечь муниципальных должностей муниципальной службы по категориям и группам, реестр всегда утверждается законом субъекта РФ. На основании реестра каждый глава муниципального образования, если иное не установлено уставом муниципального образования утверждает перечень муниципальных должностей муниципальной службы соответствующего муниципального образования.


2.2 Должностное лицо


Понятие должностного лица


Разрабатываемое в настоящие время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие «должностное лицо». Федеральный Закон от 12 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 1 устанавливает два понятия:

Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как они заметно выделяются из состава служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.


Правовой статус должностного лица


Важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе должностного лица. Обычно выделяет такие факторы правового статуса как: трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. В.М. Манохин включает в статус служащего задачи по должности, основные функции служащего, права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности. А.П. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность.

Функции должностного лица – главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Права и обязанности выступают очень важной стороной для того, чтобы охарактеризовать правовой статус. К числу основных прав муниципальных служащих относятся следующие права:

требование представления всех документов, определяющих их права и обязанности, а также необходимых организационно-технических условий;

бесплатное получение требуемой по службе информации и материалов;

внесение предложений по совершенствованию службы;

посещение по службе предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, за исключением объектов с особым режимом посещения в силу федерального законодательства;

знакомство с материалами своего личного дела;

продвижение по службе, получение денежного содержания, увеличение его размера с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности;

участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

принятие решений и участие в их подготовке согласно должностным обязанностям;

объединение в профессиональные союзы;

выход в отставку;

пенсионное обеспечение.

Муниципальные служащие обязаны:

добросовестно исполнять свои должностные полномочия;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

соблюдать положения законодательства;

своевременно рассматривать обращения граждан, запросы депутатов;

исполнять приказы, распоряжения, указания своих руководителей, за исключением незаконных;

соблюдать нормы служебного этикета и этики;

не разглашать закрытых по закону сведений;

поддерживать необходимый уровень квалификации;

ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и являющемся объектом налогообложения.

Права и обязанности – это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица; они определяют границы должного и возможного поведения и действий должностного лица; выражаются в совершении определенных действий и соблюдении запретов и ограничений по службе. Неотъемлемым элементом правового статуса должностного лица является ответственность, предполагающая создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины. Иными словами, служебная дисциплина означает соблюдение должностными лицами установленных законодательством Российской Федерации правил и порядка при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Ответственность характеризуется наличием: объективных требований к должностному лицу и субъективного отношения к этим требованиям.

Должностных лиц можно классифицировать:

По объему служебных полномочий на:

должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера

должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, то есть должностные лица органов местного самоуправления (главы администраций и руководители структурных подразделений администрации)

По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: руководителей и специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права.

По видам деятельности на:

должностных лиц органов представительной власти (органов местного самоуправления)

должностных лиц органов исполнительной власти (глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации и т.д.)

должностных лиц аппарата городского (районного) народного суда; служащих муниципальных хозяйственных субъектов и т.д.


2.3 Аттестация муниципальных служащих


Аттестация служащих имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д. Данные задачи являются общими.

Аттестацию можно характеризовать как общую и персональную, очередную, внеочередную. Иногда проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда. Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т.д.

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.

Право – важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в отдельных органах могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к присвоению специального звания. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.

Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.


2.4 Прием на муниципальную службу и ее прекращение


Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Причем только после издания уполномоченным должностным лицом приказа о назначении гражданина на вакантную должность возможно заключение с ним трудового договора. Заключается либо договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет.

Замещение вакантных должностей возможно и на конкурсной основе. Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих – от одного до трех месяцев. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание.

При поступлении на муниципальную службу, гражданин предоставляет следующие документы:

Личное заявление.

Документ, удостоверяющий личность.

Трудовую книжку.

Документы, подтверждающие профобразование.

Справку из налоговых органов о предоставлении сведений о доходах и имуществе.

Медицинское заключение о состоянии здоровья.

Другие документы, если это предусмотрено законодательством.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется приказом или распоряжением должностного лица, обладающего правом назначения лица на муниципальную должность муниципальной службы. Распоряжение или приказ объявляется гражданину, назначенному на муниципальную должность муниципальной службы, под расписку.

Назначение вновь поступающих или впервые поступающих на муниципальную службу осуществляется, во-первых, на высшие муниципальные должности муниципальной службы соответствующим должностным лицом, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. Во-вторых, на главные, ведущие и старшие муниципальные должности муниципальной службы по результатам конкурсного отбора на замещение вакантных муниципальных должностей, конкурс может производиться в форме конкурса документов или конкурса испытаний. В-третьих, на младшие муниципальные должности муниципальной службы руководителем соответствующего органа местного самоуправления.

Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого в письменной форме на неопределенный срок или на срок не более 5-ти лет. Срочный трудовой договор заключается с лицами назначаемыми на муниципальные должности категории Б, на срок полномочий лиц замещающих соответствующие должности категории А.

В трудовом договоре указывается муниципальная должность муниципальной службы, на которую принимается гражданин.

Основанием для отказа на принятие гражданина на муниципальную службу является:

Отсутствие в органах местного самоуправления вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, замещаемых по результатам конкурсного отбора.

Недееспособность или ограниченная дееспособность гражданина, признанная решением суда, вступившим в законную силу

Лишение его права замещать муниципальные должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда вступившего в законную силу, а также наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости.

Неполное соответствие гражданина квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим, претендующим на замещение соответствующей муниципальной должности муниципальной службы.

Наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, которое препятствует исполнению им должностных обязанностей.

Отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по соответствующей муниципальной должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений.

Отказ от предоставления декларации об имуществе и доходах.

Отношения близкого родства (родители, супруги, братья, сестры, дети супругов) или свойства (ударение на О) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому.

Наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к муниципальной службе урегулирован международным договором РФ.

Не предоставление или неполное предоставление документов необходимых для поступления на муниципальную службу.

Для гражданина принимаемого на муниципальные должности муниципальной службы может быть установлено испытание по должности на срок от 3-х до 6-ти месяцев. Прохождение муниципальной службы отражается в личном деле муниципального служащего. Личное дело муниципального служащего ведется органом или должностным лицом, ведающим кадровыми вопросами. Муниципальный служащий вправе в любое время ознакомиться со всеми материалами своего личного дела.

В стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, муниципальных должностях категории А, государственных должностях, а также иные периоды трудовой деятельности в соответствии с законодательством. В нашем регионе стаж муниципальной службы урегулирован законом от 2001 года "О стаже государственной муниципальной службы". Стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственного служащего государственной службы.

Аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы, а также для решения вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда.

Аттестация проводится не чаще 1-го раза в два года и не реже 1-го раза в четыре года. По результатам аттестации, аттестационная комиссия дает одно из следующих заключений, во-первых, соответствует замещаемой должности, во-вторых, соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности, в-третьих, не соответствует замещаемой должности. В результате принятия третьего решения, муниципальный служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку, переведен с его согласия на другую муниципальную должность или уволен.

Прекращение муниципальной службы. Прекращается при увольнении муниципального служащего по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о труде, а также по инициативе руководителей органов местного самоуправления в следующих случаях:

Во-первых, достижение предельного возраста установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы.

Во-вторых, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципальных служащих законодательством.

В-третьих, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы составляет 60-т лет. Допускается продление срока службы муниципального служащих, достигших предельного возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на 1 год. Почетный выход муниципального служащего на пенсию называется отставкой муниципального служащего.

В случае прекращения гражданства РФ, муниципальный служащий уведомляет орган или должностное лицо, ведающее кадровыми вопросами, и муниципальная служба подлежит прекращению в соответствии с федеральным законодательством.

Увольнение с муниципальной должности оформляется приказом или распоряжением должностного лица, обладающего правом назначения лица на муниципальную должность. В муниципальном образовании создаются и действуют специальные органы или структурные подразделения, ведающие кадровыми вопросами - это кадровые службы или управления муниципальной службы, либо учреждается специальная должность для осуществления организационного, технического или информационного обеспечения, установленного порядка поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы.

Органы или должностные лица, ведающие кадровыми вопросами, осуществляют следующие полномочия:

Обеспечивают проведение конкурсов, аттестации, прохождения муниципальным служащим испытания при замещении муниципальных должностей муниципальной службы.

Оформляют решения органов местного самоуправления, связанные с поступлением на муниципальную службу, прекращением муниципальной службы и ведут личные дела муниципальных служащих.

Организуют подготовку, переподготовку, переквалификацию, повышение квалификации.

Осуществляют иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.


Заключение


Местное самоуправление – власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения.

За столь короткий период правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь и продолжает развиваться дальше. Если раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу, то в последнее время все больше появляется мнений о том, что государственную службу следует отграничивать от муниципальной службы по многим вопросам. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Мы сами выбрали направление на демократизацию, а местное самоуправление выступает одним из важнейших критериев этого. Тему местное самоуправление невозможно рассматривать отдельно от муниципальной службы, иначе цельной картины не получится, эта тема комплексная. И хотя понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства, оно выступает одним из важнейших вопросов муниципального права. Муниципальные служащие – один из самых многочисленных контингентов в системе служб нашего общества. Формирование и развитие муниципальной службы требуют не только создания прочной правовой базы, но и решения вопросов подготовки и переподготовки муниципальных служащих. В этой области законодатель добился уже немалых успехов, но необходимо продолжать работать над этой темой, изучать зарубежный опыт, так как еще существуют проблемы в этой области.

Список использованной литературы


Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России 1997г.

В.С.Вильямский, В.М. Дедяев «Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики» 1996г.

Федеральный Закон от 28.08.95 “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации”


Советский энциклопедический словарь 1979г.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» 1997г.

Начиная рассмотрение правового статуса муниципального служащего, неминуемо возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе – является ли муниципальный служащий государственным служащим – то есть, является ли муниципальная служба государственной?

В настоящее время в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов местного самоуправления - муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления .

И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций .

ФЗ «О государственной гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ . О какой-либо «государственной гражданской муниципальной службе» речь в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих .

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

В некоторых субъектах РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления .

На наш взгляд, с точки зрения административного, конституционного права, безусловно, муниципальные служащие являются государственными служащими, поскольку де-факто служат государству (пусть и в лице его отдельных представителей – жителей конкретного района, города, селения, являющегося муниципальным образованием). Муниципальные служащие подчиняются единым государственным законам, законам субъекта федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Муниципальные служащие являются представителями, носителями властных полномочий, управленцами на данной территории – то есть представляют собой третье, нижайшее звено публичной власти страны.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая – органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории) .

При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих. Нас в данном исследовании интересует, прежде всего, особенности регулирования труда муниципальных служащих, поэтому подробнее остановимся именно на законодательных основах регулирования социально-полезной деятельности работников органа местного самоуправления.

Для обозначения работника органа местного самоуправления законодатель использует понятия «служащий», «должностное лицо». В связи с этим на практике возникает вопрос о четком разграничении понятий «муниципальный служащий» и «муниципальное должностное лицо». Как совершенно справедливо отмечает С.Г. Соловьев , проблемы правового статуса должностных лиц местного самоуправления - не только сугубо теоретические. Актуальность им придает тот факт, что в последнее время большое распространение получила коррупция в среде должностных лиц местного самоуправления. Следует указать и на серьезную опасность, которую представляет взаимопроникновение муниципально-властных и предпринимательских структур, факты злоупотреблений должностными лицами органов местного самоуправления. Достаточно часто в муниципальных образованиях встречаются случаи вхождения руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей и участников органов управления коммерческими структурами. Поэтому важно определить правовое положение муниципального служащего, муниципального должностного лица.

Итак, обратимся к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета . При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность , которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Профессиональная деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих .

Согласно ст.8 указанного Федерального закона муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:

- выборной , т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

- невыборной , т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях (т.е. невыборных – т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч.2 ст.2 Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

То есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами. Возникает достаточно странная ситуация, когда одни лица, занимающие муниципальные должности, относятся к категории муниципальных служащих, а другие, также занимающие муниципальные должности, к указанной категории не относятся.

По мнению АН.Кокотова и А.С.Саломаткина подобный подход вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц .

В практических целях принято различать понятия муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй – лиц, избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица).

Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и именно он доминирует в практике муниципального управления.

Уголовное законодательство также делает достаточно строгое различие между «должностными лицами» и просто «служащими». Так, Уголовный кодекс в примечании к ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и т.п.

Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции .

Вернемся к законодательному определению муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица:

Граждане Российской Федерации;

Достигшие совершеннолетия (18 лет);

Исполняющие обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, при этом

Порядок исполнения должности определен уставом муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством;

Получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичное определение муниципального служащего присутствует в каждом региональном законе о муниципальной службе. Так, согласно ст.8 Закона Ханты-мансийского автономного округа - Югры о муниципальной службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре , муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования; муниципальными служащими автономного округа признаются лица, замещающие должности муниципальной службы, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом автономного округа. То есть, в определении присутствует только дополнительное указание на региональную принадлежность, в остальном же определение идентично данному в федеральном законе.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Взглянем для примера на реестр муниципальных должностей в ХМАО-Югре, установленный Законом ХМАО-Югры «О муниципальных должностях и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре» (Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 22 ноября 2005 года). Так, к примеру, согласно Приложению 1 в Перечень муниципальных должностей в городских округах и муниципальных районах входят:

1. Глава муниципального образования.

2. Председатель Думы муниципального образования.

3. Заместитель председателя Думы муниципального образования.

4. Депутат Думы муниципального образования.

5. Председатель избирательной комиссии муниципального образования.

6. Секретарь избирательной комиссии муниципального образования.

7. Председатель контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

8. Заместитель председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

9. Член контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий .

Приведем пример реестра муниципальных должностей муниципальной службы из Приложении 3 к Закону ХМАО-Югры (Муниципальные должности муниципальной службы категории «помощники (советники)») – то есть это перечень невыборочных, а работающих по трудовому договору лиц:

1. Муниципальные должности муниципальной службы высшей группы, относящиеся к категории «помощники (советники)»:

1) помощник, советник, консультант главы муниципального образования;

2) помощник, советник, консультант председателя Думы муниципального образования;

3) помощник, советник, консультант главы администрации муниципального образования;

4) пресс-секретарь главы муниципального образования;

5) пресс-секретарь председателя Думы муниципального образования.

2. Муниципальные должности муниципальной службы главной группы, относящиеся к категории «помощники (советники)»:

1) помощник первого заместителя главы муниципального образования;

2) помощник первого заместителя главы администрации муниципального образования;

3) помощник заместителя главы муниципального образования;

4) помощник заместителя главы администрации муниципального образования.

Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.


Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право, 2003 - №3.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2003. С.90.; см. также: Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права, 2003 - №5.

Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. С. 133.

Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004г. - №9.

Муниципальный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. На Г. с. распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными законами о гос. службе.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти - местных советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» разграничил государственную службу и муниципальную службу, определив государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования. Муниципальная служба - это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает в статье 1 определение муниципальной службы, под которой закон понимает профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Важное значение для понимания природы муниципальной службы имеет определение должностного лица, также содержащееся в статье 1 закона. Под должностным лицом закон понимает выборное лицо, работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-рапорядительные функции в органах местного самоуправления и неотносящиеся к категории государственных служащих.
Статья 21 закона определяет, кто является муниципальными служащими: это лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.
Таким образом, можно заключить: муниципальный служащий - это лицо, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий и не относящееся к категории государственных служащих.
Основными задачами муниципальной службы являются: Обеспечение на ряду с государственной службы прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; Защита прав и законных интересов муниципального образования.
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство ключевых требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Лекция, реферат. Государственные и муниципальные служащие - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


12.10.2009/реферат

Организационно-правовые формы предприятий в России. Юридические лица публичного и частного права. Коммерческие и некоммерческие организации. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

22.02.2008/контрольная работа

Классификации юридических лиц. Хозяйственные товарищества и общества. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные предприятия. Понятие вещных прав. Особенности права собственности как наиболее полного по содержанию вещного права.

3.12.2010/реферат

Анализ института государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров, положительные и отрицательные стороны. Средства, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности.

Loading...Loading...