4 стопный ямб примеры. Стихосложение

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Строчный синтаксис 4-стопного Дактиля. Ритмика второго уровня.

В предыдущей части мы рассмотрели Ритмику первого уровня 4-стопного Дактиля, -




Его метрические вариации первого и второго вида включительно. Немного подумавши, рассмотрели и третий вид - В ПРИЛОЖЕНИИ. О котором пару слов, всё же сказать стоило. И с точки зрения Стопы тоже. Теперь надо бы поговорить о Ритмике второго уровня 4-стопного Дактиля. Но, для начала, ещё раз:

Возьмём 4 примера строк первой метрической вариации 4-стопного Дактиля:

1оо 1оо 1оо 1... - 1

А) Русь моя, | жизнь моя, | вместе ль нам | маяться? |

Б) Кинулась | из степи | чёрная | мгла… |

В) За море | Черное, | за море | Белое |

Г) Тихое, | долгое, | красное | зарево |

Несмотря на то, что все они (кроме второй строки) соответствуют дактильной Та-ту-шке первой вариации 4-стопного Дактиля:

Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | Та-та-та | -

Нельзя не согласиться с тем, что этого безусловно недостаточно для того, чтобы закончить наш разговор о Ритмике 4-стопного Дактиля. Оно-то понятно... Та-та-та.... - все слова дактильны, - чего ещё нужно? - чего ещё не хватает? Связи не хватает. Элементарной связи слов друг с другом. Например, можно ли ритмически, выделить все эти примеры, - разбив их и разделив на строки так как они взаимодействуют друг с другом? - ну давайте посмотрим:

А) Русь моя, | 1
Жизнь моя, | 2
Вместе ль нам | маяться? | 3

Б) Кинулась | из степи | чёрная | мгла… | 1

В) За море | Черное, | 1
За море | Белое | 2

Г) Тихое, | 1
Долгое, | 2
Красное | 3
Зарево | 4

Да? Если бы Александр Блок вот так бы разбил свои целые строки стихотворения, как бы тогда мы могли бы их интерпретировать? А я вам скажу: хватит нам и одного Маяковского. Все эти строки, безусловно 4-стопного Дактиля (даже при разбиении), - и, первой его метрической вариации, - но, разных метрических структур. Говоря языком слов, все эти строки имеют разный строчный Синтаксис. Имеется ввиду ПОЭТИЧЕСКИЙ. Рассматривать же ПРОЗАИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС в Поэзии - это ОШИБКА. Я, как бы вам это сказал, а вы, - как бы это услышали. Правда, если вы меня спросите, знаю ли я сам, что такое прозаический Синтаксис, так я вам и отвечу: что, - нет. И, мы снова друг друга поймём. И, продолжим. Итак, для начала,

СТРУКТУРЫ ЛЮБОГО 4-СТОПНОГО РАЗМЕРА:


4

1/3
2/2
3/1

1/1/2
1/2/1
2/1/1

Итого: 8 структур.

Теперь рассмотрим эти структуры на примерах строк, написанных 4-стопным Дактилем:

Что там услышишь из песен твоих?/

Кинулась из степи чёрная мгла…/

Дико глядится лицо онемелое,/

Лодки да грады по рекам рубила ты,/

Вольным играешься духом моим?/

Но / до Царьградских святынь не дошла…

В чёрные ночи / и в белые дни

Очи татарские / мечут огни…

Что же маячишь ты, / сонное марево?

Русь моя, / жизнь моя, / вместе ль нам маяться?

Гатей, / дорог / да столбов верстовых…

Вольному сердцу / на что / твоя тьма?

Тихое, / долгое, / красное / зарево /


ПРИМЕЧАНИЯ:

Структуры: 4, 1/3, 2/2, 3/1, 1/1/2, 2/1/1, 1/1/1/1, взяты из стихотворения Александра Блока:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...
http://ru.m.wikisource.org/wiki/ Русь_моя,_жизнь_моя,_вместе_ль_нам_маяться_(Блок)

Структура 1/2/1 взята из стихотворения Николая Некрасова:

Несжатая полоса
http://www.kostyor.ru/poetry/nekrasov/?n=3

Теперь поговорим об этих структурах. Во-первых, всё это, в некоторой степени далеко не равно. Определялось на слух. А это дело такое, что - амплитудное. Во-вторых, в той или иной степени, из всех этих структур можно выделить две - главные, где, остальные, - будут, их, в некотором роде, вассалами - подчинёнными. Теперь, давайте рассмотрим это.


ПЕРВАЯ главная структура:

Каждую ночь над становьем твоим…/


ПОДЧИНЁННЫЕ ЕЙ:

1/3 - в основном жабаманная (с прыгучим переносом) структура, - здесь же просто на некотором эмоциональном отклике:

Эх, / не пора ль разлучиться, раскаяться…

3/1 - коварная структура, ибо три удара в 4-стопном Размере, могут запросто выделить - трёхстопный, где последующий удар может стучать, - в той или иной степени интенсивности, - своей одинокостью:

Соколов, лебедей в степь / распустила ты -

1/2/1 - в некоторой степени самая невероятная структура, - можно сказать подструктура структур 1/3 и 3/1:

Нет! / мы не хуже других / - и давно

1/1/1/1 - перечислительная структура:

Царь, / да Сибирь, / да Ермак, / да тюрьма! /


ВТОРАЯ главная ДИМЕТРАЛЬНАЯ структура:

2/2 - поскольку эта структура предполагает разделение строки на два - плюс-минус - равных полустишия, можно говорить о Цезуре и Диерезе:


2/2 - цезурные:

2/2 - мужская Цезура. Соответственно, первое полустишие Дактиля, а второе - Анапеста:

Знала ли что? / Или в Бога ты верила?

1оо1 / оо1оо1...

2/2 - женская Цезура. Дактиль-Амфибрахий:

Чудь начудила, / да Меря намерила

1оо1о / о1оо1...

2/2 - диерезная. Соответственно, два полустишия будут дактильными:

За море Черное, / за море Белое

1оо1оо / 1оо1...


ПОДЧИНЁННЫЕ ЕЙ:

1/1/2 - диерезная:

Русь моя, / жизнь моя, // вместе ль нам маяться?

1/1/2 - цезурная мужская:

Гатей, / дорог // да столбов верстовых…

2/1/1 - цезурная женская:

Вольному сердцу // на что / твоя тьма?


ПРИМЕЧАНИЕ:

Цезура и Диереза, это словоразделы (и можно сказать, в некотором смысле, паузы, - чтобы было понятней), где один из словоразделов: цезурный, - разрезает Стопу, а другой: диерезный, соответственно, - не разрезает Стопу. В зависимости от Метра, Цезура и Диереза могут приходиться на разные окончания. Элементарный вопрос: Назовите мне, пожалуйста, Диерезу в 4-стопном Анапесте? Элементарный ответ: Мужская. Почему? Потому что, Стопа Анапеста, - мужская: оо1. Соответственно, Цезуры в Анапесте могут быть только женские и дактилические. В Амфибрахие о1о Диереза - женская, а Цезуры, - мужская и дактилическая. Дактиль, мы рассмотрели. Но, для наглядности, - ещё раз:

1оо - Мужская (1/)оо и Женская (1о/)о,

Амфибрахия

О1о - Мужская (о1/)о и Дактилическая (зеркальная*) о1(оо/1)оо,

Анапеста

Оо1 - Женская (зеркальная) оо1о(/о1)оо, и Дактилическая (зеркальная) оо1(оо/1)оо.

1оо - дактилическая (1оо/) ,

Амфибрахия

О1о - женская (о1о/) ,

Анапеста

Оо1 - мужская (оо1/) .

* - проблема зеркальных Цезур. В принципе, проблемы нет никакой. Кроме некоторой корректности в интерпретации. Например, схема 4-стопного Амфибрахия с дактилической Цезурой ВТОРОЙ (?) Стопы:

О1оо1оо/1оо1...

Упс. А причём здесь вторая Стопа? -

О1о о1о о/1о о1... -

Если эта Стопа третяя. Вот и я о том же. Тоже самое касается и Цезур 4-стопного Анапеста:

Женская зеркальная Цезура:

Оо1оо1о/о1оо1...

Оо1 оо1 о/о1 оо1...

Дактилическая зеркальная Цезура:

Оо1оо1оо/1оо1...

Оо1 оо1 оо/1 оо1...

Проблем нет, но запомнить нужно. Что ж постараемся.

ИТОГ(и): Если взять стихотворение, написанное 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом), то, как вы понимаете, вряд ли можно найти хоть одно, что будет соответствовать одной из этих главных структур (и подчинённых им) - приведённых выше. Но, если таковое найдётся, то можно сказать, что: если стих написан ПЕРВОЙ главной структурой, то он будет написан 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом). Если же ВТОРОЙ главной структурой, то, также можно сказать, что этот стих будет написан Диметром 4-стопного Дактиля (Амфибрахия или Анапеста). И это, будет ПЕРВЫМ отличительным признаком для стиха, как принято говорить, написанного, просто, 4-стопным Дактилем (Амфибрахием или Анапестом). Но, если вы меня спросите, на кого бы я поставил в этой гонке скромностей, то я бы вам ответил, что на 4-стопный Дактиль - то есть на 4-стопный Дактиль первой главной структуры.

КАСАТЕЛЬНО ДИМЕТРА (второй главной структуры 4-стопного Дактиля). Хочется поговорить поподробнее. Этот момент, - диметральности, - любого 4-стопного ТРЁХсложного Размера, может быть двух видов. Опять же, - где их наидёшь (но найти можно). -

ПЕРВЫЙ, - строгий:

Когда стихотворение написано с постоянно одной Цезурой или Диерезой на всём протяжении стиха. Как правило, она, преимущественно Женская - ибо, это своего рода золотая середина (...и кто бы мог подумать...) любого 4-стопного Трёхсложного Размера...о/о...:


Поздняя осень. / Грачи улетели,
Лес обнажился, / поля опустели,
Только не сжата /* полоска одна...
Грустную думу /* наводит она.

Кажется, шепчут / колосья друг другу:
"Скучно нам слушать / осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться /* до самой земли,
Тучные зерна / купая в пыли!

Вот, опять же если стихотворение будет написано с женской Цезурой или Диерезой ВТОРОЙ Стопы, то, даже НЕ диметральные строки* в некоторой степени, будут иметь отклик этой самой диметральности. В стихотворении Некрасова «Несжатая полоса», из 30 строк, только 8 - не имеют женскую Цезуру ВТОРОЙ Стопы. В некотором роде, проблема интерпретации всегда существовала и будет существовать. Особенно, это касается второго вида Диметра. Рассмотрим его. Итак,

ВТОРОЙ вид, - с плавающим словоразделом второй Стопы (опять же не забываем, что таких стихов еденицы, поэтому приходится брать отрывками):


Фет А.А. Аваддон
http://stih.su/fet-a-a-avaddon/

Львиные зубы, / коса как у жен,
Хвост ^ скорпионовым жалом ^ снабжен.
Царь ее ^ гордой / сияет красой,
То Аваддон, / ангел бездны земной.

Будут терзать вас / и жалить ^ - и вот
Смерть призовете, / и смерть не придет;
Пусть же ^ изведает всякая плоть,/
Что испытания / хочет господь!

Вспомнил! Да. Есть у нас стихотворение в запасе, которое можно назвать Диметром 4-стопного Дактиля с плавающей Цезурой (Диерезы нет) второй Стопы, - оно, в некоторой степени - медитативное, - вот первые две строфы:


Там облака снежным хлопком летают...
Анна Линина

Там облака / снежным хлопком летают,
Там даже ночи / свежей и вольней.
Дикие гуси / не знают, не знают,
Как ночь кричит / у виска на земле.

Раз наклонившись / к зелёному пруду,
Раз опустившись / на стылую вязь,
Снова уходят / в закатное чудо,
Где [...] -- алым маком / заря родилась.

[в ночь] - в авторском видении.

Хотя, справедливости ради, также приходится констатировать тот факт преимущества женской Цезуры и в этом стихотворении - из 16 строк, только 5 имеют мужскую Цезуру второй Стопы, - остальные 11: женские. Эх. Вот она, - золотая середина. Ладно. Что есть то есть. Будут другие примеры, - обязательно вставим. Но, поговорим о стихотворении Афанасия Фета. Опять же - проблема интерпретации! Этакий форс-мажор обстоятельств. Маленькое аутодафе (?). А что это за Диметр Д4 у Афанасия Фета? Ну не все же строки диметральны! А те, что диметральны, также, как-то сомнительно диметральны. Первое, - то, что мы обозначали главные структуры, это да, это хорошо, - и, подчинённых к ним определили, - но не забываем, во-первых о влиянии этих главных структур на любые другие - даже не подчинённые им, - и если какая-нибудь из этих главных структур начнёт стихотворение или будет преобладать в нём, то, соответственно подчинит себе все остальные (кроме, где-то первой и, последней – точно - в случае Диметра). Во-вторых, не забываем о том, что ПЕРВАЯ главная структура - единственная в своём роде, - имеющая цельность, - 4 . Все остальные, в той или иной степени прерывисты, - 1/3, 3/1 и так далее. Тем-то и сложна ситуация написания стихотворения 4-стопным Дактилем - то есть первой его главной структурой. Поэтому, у Афанасия Фета стихотворение «Аваддон» - диметрально. Об остальном - в следующем эссе. Ибо оно, пусть и диметрально, но диметрально по-особому.

Теперь же хочется поговорить О НАРУШЕНИЯХ Метра и, не всегда Размера (как такового: 4-стопного), соответственно, в диметральной структуре 4-стопного Дактиля. Одна маленькая ремарочка. Нарушения Метра, - да. Но, нарушения Ритма, в представленных примерах - нет.

Собственно, если какие нарушения и возможны в 4-стопном Трёхсложном Размере, то они приходятся на его ВТОРОЙ главной ДИМЕТРАЛЬНОЙ структуре. На первой они, так сказать, практически невозможны. Именно из-за пластичной цельности оной. В диметральной структуре это возможно благодаря всё той же Цезуре или Диерезе (что редко) второй Стопы. Из-за этого, собственно, строки приобретают естественный Диметр - логаэдический Размер Дактиле-Хорей 1оо1...о...1оо1... . Но, поговорим о Дактиле. Примеры:


август 2011 Мария Маркова




Стелется дым.

Нет, никогда, никакими стихами
не рассказать мне, как сердце поёт,
если плывёт в темноте, затихая,
ГОЛОС ЗНАКОМЫЙ, ЕСЛИ ПЛЫВЁТ.

Как объясняться в любви незнакомым?
Рожицы корчить? Стыдливо кивать?..
ВЫЙТИ ИЗ ДОМА, ВЫЙТИ ИЗ ДОМА –
ветер и листья легко целовать.

Из 20 строк стихотворения, 17 - дактильные, а ТРИ СТРОКИ 4-стопного Дактиле-Хорея. Ещё примеры:


История Осени..
Яна Мракорис

Я возьму краски прошедшего дня,
ПЕРЕМЕШАЮ С КРАСКАМИ ЗВЁЗДНЫМИ...
И этой кистью цветной сентября
Я нарисую историю Осени..

Сказку, которою правит любовь,
Мир, о котором стихи не сложены..
ТАМ, ГДЕ В ОБРЫВКАХ РАДУЖНЫХ СНОВ,
Наши мечты воедино сложены..

Ещё две строфы, - где последняя: Рефрен (повтор) первой. Итого, на 16 строк стихотворения приходится 3 строки Дактиле-Хореического Диметра. Кстати, это стихотворение, также медитативно. И, это стихотворение, просто кладезь структуры 1/3.


Вот так рутинно живём-поживаем
Булычева Елена

Вот так рутинно, живём-поживаем:
утро, день, вечер - мелькают, мелькают.
Тени приходят и тени уходят,
ночь, как портал, в новый день переходом.

Полночи час, смерти вздох мимолётный.
Небытие, неизбежности гнётом.
Все мы уйдём, как стираются сутки.
Дат череда и становится жутко.

Было "до нас" и готовится "после".
ЧТО ТАМ НА ПАМЯТЬ - ХОЛМИК, ДА КОСТИ.
Жизнь - это миг, полувздохи Вселенной,
только она первозданно нетленна.

На 12 строк приходится 1 строка ДХ- Диметра. Да и само это стихотворение Диметр 4-стопного Дактиля. И, опять, на мужской и женской Цезуре.


Семь небес по Верберу (Третье небо)
Маша Не

Бабушка, как ты? В подоле пшеница, - 2/2
ноги босые, косынка в цветочек… - 2/2
Мается снова земля - роженИца, - 3/1
Ночь - повитуха устало хлопочет. - 2/2--4
Бабушка, где ты? От края до края - 2/2
звездная, пыльная, тыльная пустошь. - 1/1/1/1
Все мы когда – то… и вдруг умираем, - 2/1/1
МНЕ ПОСМОТРЕТЬ БЫ…
РУКУ ОТПУСТИШЬ? - 2/2

Здесь, автор молодец! То, что мы говорили в начале - о разбиении строк, - здесь продемонстрированно. И, получается, что обе ПОСЛЕДНИЕ строки - дактильны: 1 и 2 строки - 2-стопный Дактиль с женским окончанием. Вместе, - 4-стопный Дактиле-Хорей, - Логаэдический Дактильный Диметр. Зачем, автор, это сделал, в смысле - разбил строки, - можно только догадываться...:

Бабушка, где ты? / От края до края - 2/2
<...>
МНЕ ПОСМОТРЕТЬ БЫ… / РУКУ ОТПУСТИШЬ? - 2/2

А вообще, это маленькое стихотворение, можно сказать, наглядно показывает нам, как, практически в диметральном стихотворении чувствуются не диметральные строки. Они, как будто бегут, - пытаются вырваться из этих оков разделения. И, в тоже время, - придают особую мелодию им. Ох. Заговорил по-балалаешному. Ну. Здесь можно. Но продолжим.


Лишь о себе я говорить умела.*
Рахель
http://vcisch1.narod.ru/RAHEL/Rahel.htm

Лишь о себе говорить я умела.*


Тропку к вершине сквозь холод тумана,
СТРАХ ПОБЕЖДАЯ, В МУКАХ ТОРЮ,
Но неустанно рука великана
Всё разрушает, что я сотворю.

МНЕ ОСТАЮТСЯ СЛЁЗЫ ПЕЧАЛИ,
ГОРЬКИЕ НОЧИ, ГОРЬКИЕ ДНИ…
Что ж вы позвали, волшебные дали?
Что ж обманули, ночные огни?

Перевод Л. Друскина

* - в переводе, почему-то первая строка не 4-стопного Дактиля, - а так, как в названии.

Из 12 строк стихотворения, 9 - 4-ст. Дактиля, остальные 3 - Дактильного Диметра (всё того же 4-стопного Дактиле-Хореического Диметра). Первая строка интересная, но об этом позже. Сейчас, последний пример:


Пара гнедых
(слова: Алексей Апухтин – музыка: Сергей Донауров)
http://pesni.retroportal.ru/sr3/03.shtml

Пара гнедых, запряженных с зарею,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредете вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.

Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,

ПАРА ГНЕДЫХ! ПАРА ГНЕДЫХ!..

Ещё шесть строф, в таком же режиме. Здесь, в принципе, о каком либо нарушении говорить сложно, ибо присутствует симметрия построения на протяжении всего стиха, - причём в виде Рефрена (повторения). Но, говорить можно. Ибо, Хоре-Ямб, это не 4-стопный Ямб. И, если бы был он, - 4-стопный Ямб, - то можно было бы и не говорить вообще. По причине песни. То есть всё списать на романс. Да, но, пусть это и романс, но безусловно и стих - в таком виде какой он есть. И по всем правилам стиха написанный. В данном случае, здесь присутствует эффект окончания строфы - как последний БОЙ ЕЁ:


Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
ПАРА ГНЕДЫХ! ПАРА ГНЕДЫХ!..

В некотором роде, тоже самое можно наблюдать у Марии Марковой, - в первом примере (в виде усечения в последней строке строфы основного Размера):


Август опять оборвётся внезапно.
Листья и травы – соломенный запах.
ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН, СЕВЕР ЛЮБИМ.
Стелется дым. [Стелется дым]

Больше примеров нет. Да и других нарушений, не влияющих на Ритм, более как на середине диметрального Размера, в 4-стопном Дактиле быть не может. Потому что все остальные нарушения, будут чувствительны. Да вот, замечу ещё. В данном случае, мы имеем дело, - отталкиваясь от 4-стопного Дактиля, - с УСЕЧЕНИЕМ второй Стопы. Если же иметь дело с НАРАЩИВАНИЕМ слогов между вторым и третьим ударом, то, чувствительность данного момента, всё же присутствует. Вспоминаем перевод стихотворения Рахель (и сразу же записываем так как в переводе):


Лишь о себе я говорить умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.
Ноет под тяжестью бедное тело,
Груз непомерный сгибает меня.

Здесь два нарушения. Первое: лишний слог между вторым и третьим ударом:

Лишь о себЕ я говорИть умела.

0оо1о(о)о1...

Второе нарушение: отсутствие слога между 3 и 4 ударом:

Лишь о себе я говорИть умЕла.

0оо1ооо1о?1...

Где, второе нарушение, - недопустимо. Исправим его:


Мал мой мирок, словно мир муравья.

0оо1ооо1о1о
1оо1оо1оо1

СРАВНИМ:

2 Лишь о себе я говорить умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

0оо1ооо1оо1о
1оо1оо1оо1

Во втором случае, мало того что начало не совсем ударное, так ещё и после второго удара идёт забег, где - после всего этого, - присутствует пауза, – после таких-то забегов или, как говорится, обычный плюх в последнее слово бьющийся... в любом случае - строка имеет крен. И, после этого, вторая строка - пусть и относительно, но ровная. Заметим также, что во втором случае присутствует нарушение и Метра, и Размера.

В первом же случае, присутствует нарушение Метра, Размера и слогового объёма строки: Изосиллабизма. При этом, это ни о чём не говорит. Эх. Ещё один момент ошибочного анализа строк исключительно по схеме. Но, продолжим. В первом случае, нарушение произошло на середине строки. Раз. Несмотря на то, что это чувствительно, - всё то, что мы говорили относительно начала, также присутствует и здесь, - но далее идёт нужная компенсация этому между третьим и четвёртым ударами. А именно верный двухслоговой неударный промежуток. Помимо этого, вторая строка, - почему, в некоторой степени она принимает сие, потому что она - также качается, благодаря словам, которые в ней присутствуют:

1 МАЛ МОЙ МИРОК, - первый удар сильнее второго.

2 СЛОВНО МИР - понятное дело, что на первом слове нет ударения. Но как бы там ни было, а составные слова, это всегда - волны.

СРАВНИМ:

1 Лишь о себе я говорить И умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

2 Лишь о себе я говорить И умела.
Груз непомерный сгибает меня.

Чёткость слов, попадающих на удары, во второй строке второго случая - точнее не придумаешь. Отсюда и довольно ощутимая разница в Ритмике.

Вот и всё. Поэтому, просто запомним, что нарушения в диметральном 4-стопном Дактиле (ИМЕННО В НЁМ) безболезненно проистекают только между 2 и 3 ударом и только в усечённом состоянии. В наращенном, они чувствительны. Нарушения между 3 и 4 ударами следует избегать. Между 1 и 2 - что мы не рассматривали, но - желательно тоже. Пусть они и возможны при сильном первом ударе. Собственно, если он слабый, это будет 3-стопный Анапест. Ну, для наглядности можно посмотреть:

1 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой КЛЁВ, словно мир муравья.

2 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой мирок, словно мир муравья.

3 Лишь о себе говорить я умела.
Мал мой ДОМ, словно мир муравья.

Ну не знаю... В Логаэдах, например, по такой схеме:

1оо1о1оо1...
1о1оо1оо1...

Эти нарушения имеют место быть. Не часто, но имеют. Поэтому, возможно. Но, лучше этого не делать. Всё таки это 4-стопный силлаботонический Размер, - даже в своей диметральности, он, пластичнее своих братьев-по-пиру-логаэдиков. Дактиль, к тому же. Да. Не забываем: Размер имеет значение. Впрочем, как и Метр. И на этом всё.

ВЫВОД: Собственно, всё уже практически сказано. Если нет, то мы обязательно дополним. Сейчас же (когда только)

Переходим К СТРОФНОМУ Синтаксису, - третьей ритмической величине стиха. В следующем эссе.

Ч. 1 Метрические вариации 4-стопного Дактиля

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - в силлабо-тоническом стихе метр и число стоп, по их названиям, перенесенным из метрического античного стихосложения, но с заменой долгого слога ударяемым, а краткого безударным

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

1. ХОРЕЙ

ВЕтер, вЕтер, ты могУч

ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба «Зелёная лампа» придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:

Раз - удар, два - пропускает, -

Третий, пятый слог - ударный,

Безударен каждый парный.

Чтоб услышать ритм хорея,

Повторяй в уме скорее:

«Воды - воды - воды лей», -

Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

2. ЯМБ

Вспомним снова "Евгения Онегина".

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...".

Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-

стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба «Зелёная лампа» придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты

Предпочитают сочинять.

В стопе такой одна примета:

Где чётный слог - там «ударять».

Поможет выявить нам ямб

Повтор: «ВодА - водА- водА,

ВодА - водА - водА - водА», -

Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною

МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники…

(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.

А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,

Первый, четвёртый, седьмой и десятый

Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое

Как ключик, Тартилы оно золотое.

«Золото - золото», - вы повторяйте

И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2. АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко

На гОлой вершИне соснА

И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим

ОдЕта, как рИзой, онА.

(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.

Здесь в каждой стопе ударение в центре.

Ударные слоги в кольце безударных

Укрыты от зноя, дождя и от ветра.

Секрет амфибрахия в слове «железо»,

Оно нам не менее злата полезно.

«Железо - железо», - подряд повторяйте,

И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных

РоковАя о гИбели вЕсть.

Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,

ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,

И здесь слог каждый третий ударный в стопе,

Он, как зеркало, дактиль он наоборот,

Он протяжные песни обычно поёт.

Ритм анапеста нам помогает узнать

Колокольчика нежный серебряный звон.

«Серебро - серебро», - надо вам повторять,

Чтоб анапест услышать за тем серебром.

Источник

Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: «Русское слово», 2002, с.81.

screen.ru/school/razmer/

Дактиль это в античной метрике трёхдольный размер, в котором первый слог – долгий (ударный), следующие два – краткие (безударные); в силлабо-тонике – трёхсложная стихотворная стопа с первым ударным слогом.

Метрическая схема дактиля

Метрическая схема дактиля: – UU

Пример

В полном разгаре страда деревенская…
–UU|– UU|– UU
(Н. А. Некрасов)

Происхождение дактиля

Дактиль с древнегреческого языка означает «палец» в связи с тем, что его состав, содержащий первый длинный слог и два кратких, подобный анатомическому строению пальца, в котором первая из трех фаланг длинней двух остальных.

Дактилический ритм широко почитался в период античности. В Древней Греции основателем дактиля считали бога Диониса , который обращался к людям стихами, составленными этой стопой. Дактиль иногда заменялся спондеем – стопой из двух ударных, или длинных, слогов (– –). Из дактилей и спондеев состоит наиболее часто применяемый размер античной поэзии – гекзаметр, который представляет собой шестистопный стих. Шестистопным дактилем написаны эпические поэмы выдающегося древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Распространение и виды дактилей

Одностопные дактили в поэзии встречаются в поэзии крайне редко. В XVIII в. в силлабо-тоническом стихосложении в основном использовались двустопные дактили. В XIX–XX вв. распространились наиболее используемые до сих пор трехстопные и четырехстопные дактили, позже – пятистопные и шестистопные.

Пример трехстопного дактиля:

Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
(А. А. Фет)

Пример четырехстопного дактиля:

Мысли мои утопают в бессилии.
Душно, светло, безотрадно и весело.
Ты, прозвеневшая в странном обилии,
Душу мою торжеством занавесила.
(А. А. Блок)

В поэзии также используются смешанные дактили , чередующиеся строки которых содержат разное количество стоп. К примеру, первая строка стиха – четырехстопный дактиль, вторая – трехстопный, третья – четырехстопный и т. д. Существует и свободный дактиль, полагающий в произвольном количестве стоп в каждой строке.

Дактиль в классической русской поэзии

Классическая русская литература богата дактилическими произведениями таких известных поэтов, как К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. А. Некрасов, В. А. Жуковский, А.А. Блок, Н. С. Гумилёв, А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов и др. Дактилем написаны баллада «Суд Божий над епископом» (1831 г.) В. А. Жуковского, стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (1840 г.), К. Д. Бальмонта «Жизнь» (1900 г.), В. Я. Брюсова «Каменщик» (1901 г.) и т. д.

Слово дактиль произошло от греческого daktylos, что в переводе означает – палец.

Стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха.

Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.

Стихотворный размер - это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в стихотворениях. Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

Стихосложение в его акцентных речевых формах всегда соответствовало трём основным группам или системам стихосложения: силлабической, силлабо-тонической и тонической. Различия в этих группах определяются ритмической основой и соразмерностью, а также повторением ритмических слогов с определённым их расположением внутри строки.

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

Силлабическая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог.

Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

Монаху подобает в келии седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити...

Из примера понятно, что главное правило силлабического стиха - равное количество слогов, даже невзирая на привычные ударения, применяется неукоснительно. Для сочетаний применяется разноударная рифма, то есть само ударение смещается: ве-лит - сте-лит, са-ма - ма-ма. Если не оперировать смещением ударения, то стихотворение постепенно арифмуется, превращаясь в белый стих и далее в прозу.

Тоническая система стиха

От греч. Tonos - напряжение, ударение.

Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

Тоническое стихосложение, родившись из скоморошьего хохота и пения, из тактовых частушек и народных сказочных стихов, переосмысленных великими русскими поэтами, не утратило своей значимости и сегодня. А в век прошлый - революционный - чисто-тоническое стихосложение долгое время служило своими грохочущими рифмами политической конъюнктуре пролетариата.

Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,—
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?

В. Маяковский.

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог и греч. Tonos - напряжение, ударение.

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К. Тредиаковскому и особенно М.В. Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного, а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи "трудновато", потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается - они не должны падать на "чужие" места, зато пропускать их можно - от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги. В русской поэзии чаще всего использовался 4- и 6-стопый хорей, однако с середины 19-го в. их вытеснил пятистопный хорей, который употребляется до сих пор.

Пример схемы:

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - !

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -

Этот стихотворный метр получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. Изначально этим термином назывались сатиры, высмеивающие все порочное. Они складывались путем чередования слабых и сильных слогов таким образом, чтобы в строке сатиры ударение приходилось на каждый ее четный слог. Этот стихотворный метр используется в поэзии до сих пор, чаще всего стопы, содержащие два слога, из которых второй является ударным, повторяются в каждой строке 5 или 6 раз.
Пример схемы:

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -

Дактиль

Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Этот стихотворный метр пришел к нам из античной поэзии, где сильные и слабые слоги распределялись в стопе также, но выделялись не ударением, а протяжным произношением. В 18 в. русские поэты предпочитали использовать 2-стопый дактиль, однако позже он был вытеснен 3- и 4-стопным дактилем. Эти метры используются в русской поэзии до сих пор.

Пример схемы:

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !

Амфибрахий

Принцип организации сильных и слабых слогов в этом метре раскрывается уже в его названии. Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Наиболее распространенным является 4- и 3-стопный амфибрахий, хотя нельзя сказать, что этот стихотворный метр часто употребляется в русской поэзии.
Пример схемы:

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! - - !

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !

Анапест

Анапест переводится с греческого языка как «отраженный назад» или «имеющий обратный смысл» по некоторым источникам. Этот стихотворный метр является противоположностью дактилю. Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Довольно часто, при написании стиха с использованием анапесте, на первый слог строки ставится дополнительное ударение, позволяющее сделать ее звучание более ярким. В русской поэзии наиболее распространен 3- и 4-стопный анапест.

Пример схемы:

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.

- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !

РИФМА

Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.

Мужская рифма
Мужская рифма — употребление в конце строки стихотворения слов, ударение в которых приходится на последние слоги, которые имеют схожее звучание.

Пример:
Надоела борода.
Я её туда-сюда -
Всё никак не оторву
Ни под вечер, ни к утру.

Женская рифма
Женская рифма — употребление слогов или слов в окончании стихотворной строки таким образом, чтобы они имели похожее звучание, а последнее в строке ударение приходилось на предпоследний ее слог.

Дактилическая рифма
При использовании дактилической рифмы в конце строк стихотворения оставляется по два слога, свободных от ударения. Звучание стиха в этом случае получается достаточно мягким, напевным, однако в русской классической поэзии употребляется такой способ рифмования не очень часто.

Пример:
Дело было вечером.
Делать было нечего.

Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая рифма характерна ударением, делающимся только на четвертом с конца строки слоге. Использовать такую рифму довольно сложно, и чаще всего она встречалась в устном фольклоре, где требования к размеру и ритму стиха были довольно мягкими. В результате употребления гипердактилической рифмы стихотворение звучит задорно, бойко, зачастую имеет характерный «рваный» ритм.

Пример:
Ветер голову расчёсывает
Словно колышек обтёсывает.

Точные и неточные рифмы

Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.
Кроме этого в некоторых классификациях упоминаются богатые и омонимичные рифмы. Богатая рифма — это употребление созвучных слогов в окончаниях строк стихотворения не только после последних ударных звуков, но и до них. Использование омонимичной рифмы, по сути, сводится к постановке омонимов (слов, разных по значению, но одинаковых по звучанию) в окончаниях строк.

Таким образом, то, насколько рифма будет удачной, определяется не только употреблением гласных, имеющих одинаковое звучание, но и правильным побором согласных, которые, давая схожие звуки, придадут окончаниям строк еще больше схожести. Чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, будет использовано в окончаниях строк, тем более точной в итоге будет сама рифма.

Системы рифмовки

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.
Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма». Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.

Строфы

Слово «строфа» дословно переводится с греческого как «оборот» или «кружение». По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа — это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений). Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, несмотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Чёрный маг

Когда сгустится тьма вокруг
Ты словно раб предназначенья,
Начертишь кровью ровный круг,

Отбросишь жалкие сомненья.
Войдёшь в него, забыв про страх.
Тебя подхватят тьмы теченья.

Отбросишь тело, - бренный прах.
Ты с теми, кто во тьму шагнули!
Погасли огоньки в глазах.

А где твой дух, а не в аду ли?

(Джейнджер Скауджер Алкариот)

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.

Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы. Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.

Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках. Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.

Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.

Работа с рифмами

Большинство стихотворений написано с использованием рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.

Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.

Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.

Работа с буквами и слогами

Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы. В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя.

Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными. В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм, в это время согласные отвечают за выразительность, яркость.

Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором. Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных. Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков.

Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук. Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.

Вот они - киты поэзии.... :) Хотя многие литераторы считают, что далеко не основные. Как бы там ни было - однозначно очень важные для поэта!

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А.С. Пушкин)

Четырёхстопный ямб

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков

Двустопный хорей

Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..

(народн.)

Четырёхстопный хорей

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

Трёхстопный амфибрахий

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)

Четырёхстопный дактиль

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Одностопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Двустопный ямб

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

Трёхстопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Четырёхстопный ямб

Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Пятистопный ямб

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.

СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕОН - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й(È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ÈÈ - ÈÈ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой...ü
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È ; -ÈÈ-ÈÈ-È//È-ÈÈ-ÈÈ-È ("È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.

(И.Л. Сельвинский)

Loading...Loading...